Этим летом уфимские улицы наводнили электросамокаты. Практически на каждом углу от улицы Ленина до Монумента Дружбы можно увидеть парковки с бирюзовыми железными конями, возле которых суетится молодежь.
Корреспондент UFA1.RU решил выяснить, действительно ли самокат — идеальное средство передвижения по городу, и столкнулся с недочетами в работе сервиса по прокату «железных коней».
Четыре сервиса по одной цене
С первого взгляда кажется, что прокатиться на самокате достаточно легко: скачал приложение, взял самокат и поехал. Но на самом деле все оказалось не так просто. Так как я никогда не каталась на подобных устройствах, решила тестировать самокат на местности, более приспособленной для езды, и отправилась на набережную. Тем более что там выделена специальная дорожка для велосипедистов, которая позволяет ездить по ней и на электросамокате.
Из плюсов хочется отметить большое количество стоянок в историческом центре города, на любой из них можно взять самокат, если там есть в наличии хотя бы один. На набережной я нашла две парковки. Одна из них находится со стороны спуска от площади Салавата Юлаева, другая точка расположена почти под мостом на Монументе Дружбы. Несмотря на то что вечером на набережной было многолюдно, электросамокатов на парковке было предостаточно. Я насчитала аж четыре различных сервиса: Fly, Matur.city, Shark и Whoosh. Отличаются они только цветом и видом замка для парковки. Цена за минуту проката у всех одинаковая.
А куда здесь нажимать?
Желающих прокатиться на самокате было достаточно много, но все эти люди, и я в том числе, не имели понятия, как начать им пользоваться. Все спрашивали друг у друга, что делать и куда нажимать:
— Кто знает, как эта штука работает?
Мои шаги были следующие: я подошла к самокату, ознакомилась с информационным ярлычком, на котором указан QR-код для скачивания приложения. И это была первая трудность, с которой я столкнулась. Процесс занял почти 10 минут, так как на набережной плохо ловит интернет.
Затем в приложении нужно зарегистрироваться и привязать к приложению банковскую карту. За привязку с нее спишут символическую сумму в 1 рубль.
После того как карта будет подтверждена, нужно нажать кнопку «Забронировать самокат» и поднести QR-код, указанный на самокате, к камере телефона. После этого сервис забронирует ваш самокат. После подтверждения нужно нажать кнопку «Начать поездку» — на экране смартфона появится код, его нужно ввести на замке, которым закреплен самокат. С момента нажатия этой кнопки начинает отсчитываться время аренды. Открыть кодовый замок — вторая трудность: чтобы сделать это быстро, нужны умение и сноровка. Можно, конечно, делать все медленно, но не забывайте, что даже если самокат стоит на месте, сумма за аренду накапливается каждую минуту.
15 минут стресса
Итак, самокат я успешно подкатила к дорожке, пытаюсь встать и поехать. На правой ручке есть кнопка «газ». Нажимаю, но самокат стоит на месте. Спас совет пары, которая проходила мимо:
— Нужно хорошо оттолкнуться и только потом нажать кнопку газа.
Отталкиваюсь, и — ура! Самокат едет и набирает скорость, показывает 12 километров в час. Ехать мне пришлось медленно, так как по дорожке для велосипедистов гуляют семьи с детьми, и на первых минутах езды было страшно кого-нибудь задавить, ведь самокат оказался достаточно тяжелым, и наезд на человека, скорее всего, привел бы к серьезной травме.
Качество дорожки оставляет желать лучшего: когда ты едешь, чувствуешь и слышишь, как бетонные плитки под самокатом издают характерный хруст, по спине бегут мурашки. Периодически самокат приходилось везти рядом с собой пешком: из-за большого количества семей с детьми на дорожке, не предназначенной для них, велосипедистов и подростков на таких же самокатах, провоцирующих наезд на других участников движения.
Первая остановка. Нужно помнить, что из-за низкой высоты самоката он не может проезжать по бордюрам, и для торможения нужно нажать на рычаг слева. Во время остановки нашла на карте в приложении близлежащую парковку и поехала оставлять самокат.
Парковочные мучения
На месте, где можно завершить поездку, я снова столкнулась с рядом проблем. Для начала там просто не оказалось свободного места, где можно самокат пристегнуть. Пришлось исхитриться и втиснуть его между двумя другими. Чтобы завершить поездку, нужно пристегнуть замок и сделать несколько фото, чтобы было видно — самокат стоит в положенном месте и пристегнут к замку.
Пристегнуть его оказалось миссией не из простых. Тут невольно вспомнилось телешоу «Форд Боярд», где игроки впопыхах открывали кодовые замки с подсказками.
Выяснилось, что на кодовом замке нужно ввести номер, который вводился изначально. Об этом я узнала после того, как минут 5 пыталась закрыть ключ на стандартный код из четырёх единиц. Мне пришлось позвонить в службу поддержки, чтобы уточнить, все ли верно я делала и почему замок не закрывается. Оператор спокойным тоном объяснила, что нужно ввести первоначальный код замка для того, чтобы ключ снова мог закрыться. И только после этого у меня получилось завершить поездку. И все это время, которое я провела в попытках прицепить электросамокат к ключу, в приложении шло время поездки, хотя на самом деле он стоял на парковке.
Кроме проблемы с кодированием замка, нужно было найти место, чтобы этот замок прикрепить. Так как самокаты стояли вплотную, чтобы подцепить к перилам сам шнур, мне пришлось пролезать на карачках. Вводить цифры пришлось в таком же неудобном состоянии.
Палитра впечатлений от поездки
Было потеряно около 10 минут на то, чтобы скачать приложение, привязать карту и начать поездку, 15 минут ушло, чтобы непосредственно проехать от начальной точки возле спуска у памятника Салавата Юлаева к Монументу Дружбы, и еще около 10 минут, чтобы найти место для парковки и завершения поездки.
После того как в приложении завершается поездка, с карты списываются деньги. Всю информацию о длительности поездки, брони и пройденных километрах можно посмотреть в приложении по аренде самокатов. Цена за 21 минуту моей поездки составила около 160 рублей, что в принципе не очень оправдывается с учетом не очень хорошей и зачастую несвободной дороги. На такси за эти деньги можно уехать в другую часть города, а не на один километр от одной остановки к другой.
В целом от поездки осталась целая палитра впечатлений: начиная от боязни наехать на пешеходов на старте и заканчивая восторгом, когда появляется свободная часть дороги и можно насладиться поездкой в полной мере. Такое развлечение подойдет только на один раз, потому что ездить по городу и тем более на дальние расстояния — это не только неудобно из-за бордюров, но и невыгодно.
Тарифы
Matur. city
Стоимость минуты — 5 рублей.
Стоимость аренды самоката — 50 рублей рублей единоразово в момент старта поездки.
Whoosh
Стоимость минуты — 5 рублей.
Стоимость аренды самоката — 50 рублей рублей единоразово в момент старта поездки.
Преимущества: магнитный ключ с помощью которого можно закрепить самокат на стоянке.
Недостатки: для совершения поездки на карте должно быть не менее 500 рублей депозит-гарантии оплаты поездки.
Shark
Стоимость минуты — 5 рублей.
Стоимость аренды самоката — 50 рублей рублей единоразово в момент старта поездки.
Преимущества: табло с указателем скорости, вежливые операторы службы поддержки, готовые ответить на любой интересующий вопрос.
Недостатки: тариф продолжает действовать даже в момент, когда самокат стоит, кодовые замки.
Scooter Fly
Стоимость минуты — 5 рублей.
Недостатки: обладатели смартфонов Apple не смогут скачать приложение, если их устройство не будет обновлено до версии 13.0.
Ранее журналист нашего портала протестировал велошеринг и раскритиковал велопространство в Уфе.
Если вы знаете о других интересных проектах, ждем ваши сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы в соцсетях «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp по номеру +7 987 101–84–78.