Джамолидин Хамидов, гражданин России, живущий в Башкирии еще с советских времен, воспитывает двух сыновей. Мать мальчиков — иностранка, больше трех лет назад она бросила детей на воспитание отца. Мужчина обратился в Пенсионный фонд в надежде получить материнский (семейный) капитал и купить дом, но ему отказали. Правомерно ли решение чиновников — разбирался UFA1.RU.
Гражданин СССР
Джамолидин Хамидов больше половины жизни был гражданином СССР. Родился он в Таджикистане в 1967, в 1984 по комсомольской путевке приехал в Башкирию, учился в Нефтекамске. Когда Хамидову исполнилось 18 лет, его забрали в армию. На родину Джома (сокращенное имя Джамолидина. — Прим. ред.) вернулся лишь в 1989, но ненадолго — после развала СССР даже новый паспорт не стал оформлять и в 1992 вернулся в Россию.
Как Джома рассказал корреспонденту UFA1.RU, российское гражданство ему удалось получить в 2000 году. В то время он жил в Нефтекамске. А несколько лет спустя мужчина встретил женщину, Маъруфахон стала матерью его сыновей — Азиза и Амира.
— Азизу года не было, когда мы с Маъруфахон уехали в Москву. Это был 2011. А год спустя родился и Амир. Маъруфахон тоже приехала из Таджикистана, она несколько лет надеялась получить российское гражданство, но в 2016-м ей окончательно отказали. И тогда она бросила нас. Сказала, что замуж за меня вышла только ради гражданства, а без российского паспорта ей и дети родные не нужны, — объясняет Джамолидин.
Но еще до того как окончательно бросить детей, Маъруфахон попыталась получить материнский капитал. Семья в то время жила в Москве. Гражданке Таджикистана в государственной поддержке в России отказали.
С 1 марта 2018 муж и жена Хамидовы официально в разводе.
Для мужчины просить — унижение
В августе 2016-го мать Азиза и Амира подписала у нотариуса отказ от сыновей, а в декабре ее лишили родительских прав. По решению суда детей передали на воспитание Джамолидина (копии заявления об отказе от материнства и решения суда имеются в распоряжении редакции).
— Фактически я больше трех лет воспитываю сыновей в одиночку. Я никогда никаких государственных льгот не просил и не получал. Я мужчина, для меня просить — это унижение. Я работал хорошо и зарабатывал достаточно, чтобы позволить себе съемную квартиру и няню для детей. Тяжело нам пришлось в 2018-м, когда мне сделали операцию — удаляли грыжу. Вот тогда я всерьез задумался — мне уже больше 50, дети маленькие. Если со мной что-то случится — у сыновей вообще ничего не останется. Меня всегда угнетало, что у нас нет своего жилья, домашнего очага, — переживает отец-одиночка.
Надежда обрести свой угол у Джомы появилась год назад. В Москве он встретил знакомого из Башкирии, который продавал дом в Янауле.
— Для меня эти края — вторая родина, я тут всю молодость провел. Потому и решился забрать Азиза с Амиром и вернуться в Башкирию. Сейчас мы с сыновьями прописаны в Янауле, работаю я пока в Нефтекамске, но уже присмотрел работу в самом Янауле, если все будет нормально — устроюсь туда, — рассказывает мужчина.
Дискриминация по половому признаку
Вернувшись в Башкирию, Джома обратился в Пенсионный фонд. Отец-одиночка рассудил, что раз он, гражданин России, воспитывающий двух детей, тоже российского гражданства, то имеет право на господдержку. Но в выплате ему отказали. И обращение в прокуратуру не помогло. Отказ обосновали тем, что право отца на господдержку является «производным от права женщины и может возникнуть только при условии, что ранее право было определено у женщины — матери детей».
— Специалисты Пенсионного фонда говорят мне, что я мужчина, а сертификат государственной поддержки семей от двух и более детей называется «Материнским капиталом». А раз я не мать, а отец, то и прав на маткапитал у меня нет. Но это же дискриминация! Я работаю официально, плачу все налоги, у моих сыновей помимо свидетельства о рождении есть все российские страховые полисы, СНИЛС, ИНН. А когда им будет 18 лет, возникнет обязанность отслужить в армии. Выходит, у моих сыновей есть обязанность отдать долг России, а вот прав на получение государственной поддержки — нет? — возмущается Джамолидин Хамидов.
Мужчина уверен, что в его случае гражданство биологической матери Азиза и Амира не имеет никакого значения, поскольку женщина от детей отказалась. Отказ в выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал он называет ущемлением прав и дискриминацией по половому признаку.
Комментарий юриста
Имеет ли право отец-одиночка на получение материнского капитала, корреспондент UFA1.RU спросил у адвоката Романа Петрова.
— Джамолидин Хамидов правильно рассудил, что он имеет право на получение материнского (семейного) капитала. Не важно, гражданкой какого государства является мать детей — у отца на руках есть решение суда, которое лишает женщину родительских прав и передает детей на его воспитание. А по закону, мужчины, являющиеся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, имеют право на господдержку. Единственное условие — он должен доказать, что ранее таким же правом не воспользовалась женщина, которая родила детей. Для этого достаточно взять справку из Пенсионного фонда. А поскольку в праве на материнский капитал Джамолидину отказали, ему следует обратиться в суд. Хотя, при должном прокурорском надзоре, в суд должен был обратиться прокурор, — объяснил Роман Петров.
UFA1.RU отправил информационный запрос в республиканское отделение Пенсионного фонда и прокуратуру Башкирии в надежде узнать, почему Джамолидину Хамидову и его сыновьям отказывают в государственной поддержке, гарантированной гражданам России. Как только мы получим ответ, обязательно опубликуем его на страницах нашего сайта.
В 2020 году впервые за пять лет выросла сумма материнского капитала. С 2016 года родители двух или более детей могли получить от государства 453 026 рублей. С нового года сумма выросла на 13 тысяч — до 466 617 рублей.
Господдержка государства — это не только пособия, но и льготы, в том числе налоговые. Мы собрали весь перечень льгот и пособий, которые смогут получить семьи с детьми в 2020 году.
Если вы считаете, что ваши права тоже нарушают чиновники, присылайте сообщения, фотографии и видео в нашу редакцию на электронную почту, в наши группы во «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассниках», а также в редакционный WhatsApp по номеру: +7 987 101–84–78.