Мигранты, желающие поработать в Башкирии, пожаловались на неудобства оформления легального пребывания в стране. После того как постановление правительства региона сделало многофункциональный миграционный центр на улице Сарапульской единственным местом, где нужно получать все въездные документы, по словам гостей из ближнего зарубежья, они вынуждены отстаивать огромные очереди, занимая их с раннего утра. Но и это еще не все — как утверждают въезжающие в республику граждане, цены на пакет выдаваемых ММЦ документов взлетели почти в два раза, и люди влезают в долги, не успев даже устроиться на работу.
Спустя полгода после образования ММЦ корреспондент UFA1.RU решил выяснить, что происходит за воротами учреждения.
«Чебуреками придумали торговать»
Жаловаться на мигрантов уфимцы начали весной 2018 года, когда на тихой улочке Зеленогорской в Сипайлово открылся Отдел по вопросам миграции.
— Двор превратили в гадюшник: курят, плюют, ходят в туалет тут же, — возмущался тогда местный житель по имени Артур. — Одновременно тут собираются по 400–500 мигрантов. Уже и чебуреками придумали торговать, соками, сигаретами, тут же выпивают! Дворник с ног сбился за ними мусор выгребать. Единственная дорога до школы теперь заставлена их машинами. Детям ходить мимо них страшно — не все граждане выглядят приветливо. И с каждым днем их все больше! А что будет летом — представить страшно!
«Единое окно» в Башкирию
Чтобы пойти горожанам навстречу, Многофункциональный миграционный центр было решено построить на выезде из города. Место выбрали возле трассы Уфа — аэропорт на Кооперативной поляне: поблизости и транспортные артерии, и в городе плутать не нужно. Постановлением правительства РБ центру передали полномочия предоставления госуслуг по оформлению и выдаче мигрантам патентов, а обязанности принимать заявления и документы возложили на торгово-промышленную палату региона. Обслуживание мигрантов в ММЦ организовали по принципу «единого окна».
Все бы ничего, вот только цены в ММЦ, по признанию мигрантов, оказались неподъёмными — ведь они приехали в республику без денег с целью как раз-таки заработать. Если раньше, по словам мигрантов, пакет документов стоил не больше пяти тысяч рублей, не считая экзамена на патент, то сейчас он составляет 14 500 рублей. В эту сумму заложена плата за экзамен на знание русского языка, а это порядка трех тысяч рублей.
«Не успел приехать, а уже должен»
Многие жалуются, что вынуждены брать кредиты сразу же после приезда, не успев заработать ни копейки. Уроженец Узбекистана Козимджон Раимов живет в Уфе и работает в сфере пассажирских перевозок уже три года — возит людей на личном автомобиле на Кавказ. Он признается: ранее еще мог осилить небольшую сумму, но в этом году обойтись без помощи не смог.
— Я взял кредит на 25 тысяч рублей, и то — оформил на своего племянника, — рассказывает Козимджон. — Раньше еще как-то можно было наскрести, но сейчас эта цена просто космическая. Я ни дня еще не отработал, а уже должен банку 36 тысяч рублей, учитывая проценты.
Дело в том, что собрать пакет необходимых документов и легализовать свое пребывание на территории России нужно в течение одного месяца. Если не уложишься в сроки, придется ехать вновь на границу с Казахстаном и оформлять выезд-въезд. А дальше все сначала: деньги, нервы и потраченное время.
«Во всем виновата монополия»
В связи с появлением ММЦ тяжело пришлось и фирмам, которые занимались юридическим сопровождением мигрантов. Сотрудники жалуются — работа встала, дохода нет.
— Из девяти человек, которые к нам обращались, ушли все девять, — говорит сотрудник центра юридической помощи Константин Михайлов. — Это был один из самых существенных доходов. У людей по закону есть выбор, где оформлять документы и проходить медкомиссию. Однако этого выбора иностранных граждан просто лишили. Они вынуждены идти в ММЦ и, более того, брать кредиты.
Правозащитники считают, что такая ситуация подавляет малый бизнес и ущемляет права иностранных граждан.
— Я думаю, что завышенные расценки возникли в связи с монополией, во всем виновата она. На данный момент никто калькуляции не видел, мы будем запрашивать ее через суд, — рассказывает правозащитник Диана Демидова. — То, что цены так взлетели, вызывает недовольство не только у мигрантов, но и у представителей фирм, которые ранее оказывали услуги. Конкуренция позволяла балансировать рынок.
«Мигранты нам нужны»
Редакция UFA1.RU обратилась за комментарием к руководству ММЦ, чтобы увидеть другую сторону медали. Там утверждают, что центр создавался не только для удобства приезжих граждан, но и для их фильтрации. То есть теперь процесс легализации проходит жестче, и цена в 14 500 рублей — вполне оправдана.
— Мигранты нам нужны, и такая сумма — это не поборы, — утверждает управляющий ММЦ РБ Эдуард Юшин. — Это комплекс необходимых процедур для получения трудового патента или вида на жительство. Сюда входят оплата медкомиссии, фото, заявление, перевод паспорта, экзамен на знание русского языка. Кстати, к нему допускаются без предварительной подготовки.
Стоимость регионального экзамена на владение государственным языком стоит 2200 рублей, а федерального — 2500. В организации удивились ранее озвученной мигрантами сумме — 3000 рублей, по словам представителей администрации Центра, такого никогда не было. Прохождение медкомиссии 2000 тысячи рублей тоже никогда не стоило: заключение выдают восемь врачей, не считая сдачи нескольких анализов на наличие инфекций, — такая низкая цена возможна только на «черном рынке», где справки подписывают, не глядя на пациентов.
Увильнуть от врачей не получится
Проходить медкомиссию должны абсолютно все, в том числе и дети. В Многофункциональном миграционном центре полный медицинский контроль обеспечивают «ЦТМ-Медицина» и специалисты из поликлиники № 51. В свою очередь, врачи утверждают, что с появлением данного центра инфекционные болезни среди мигрантов стали выявлять гораздо чаще.
— Ранее 49 медицинских организаций могли принимать у себя мигрантов, там творился настоящий бардак, — говорит главный врач «ЦТМ-Медицина» Раян Мигранов. — Они сами не раз признавались, что медсправки получали за деньги без прохождения специалистов. У нас такое не пройдет, наши врачи проверяют каждого по всем пунктам.
По словам Мигранова, если с начала года по Башкирии под подозрение на сифилис попали 56 приезжих иностранных граждан, то с открытием центра их число возросло до 70, то есть выявляемость реально увеличилась. С сентября месяца медкомиссию прошли 1163 человека, из них сифилис обнаружили у 22 человек, ВИЧ — у 5. По туберкулезу статистика заболеваемости пошла вверх на 20%: за время работы ММЦ выявили даже больного туберкулезом, его экстренно депортировали из страны. Под лояльность попадают сифилитики и больные ВИЧ и СПИД-инфекциями: они остаются в республике, если у них здесь есть семья и дети.
Деваться некуда
Здесь же, в ММЦ, расположен центр микрофинансирования: чтобы мигрантам «было удобно» взять заем. Граждане Средней Азии могут получить его на выгодных условиях, считают в центре.
— Мигранты приезжают без копейки, думают, что все так просто. Да, конечно, берут кредиты, потому что без оплаты им никто не выдаст документы, — говорит менеджер офиса Рустам Мусаахунов. — Для их удобства здесь находится наш офис. Мы выдаем кредиты от 15 до 25 тысяч рублей на очень выгодных условиях. Если человек в течение 60 дней не может оплатить эту сумму, то начисление процентов прекращается. К тому же кредит оформляться на третье лицо не может. Получить кредит в банке мигранты тоже не смогут — ведь они являются гражданами другой страны.
Долой маленькие конторки
По словам финансового омбудсмена Валерия Шарипова, ситуация на трудовом рынке и без того сложная, но контролировать процесс легализации должны на государственном уровне, а не «маленькие конторки».
— Вопрос легальной миграции важен для страны, и он предусматривает контроль на законодательном уровне. Требования к юристам сейчас значительно занижены, — считает омбудсмен. — Агентства по юридическому сопровождению не имеют лицензий, если что-то пойдет не так, гражданское лицо не сможет с них ничего спросить. Сейчас многие из них остались без работы благодаря появлению ММЦ, но это такая же ситуация как была с автоюристами. Государство зачищает юридические компании из-за некачественного оказания услуг.
Рабсила — это товар
Что же касается социологических аспектов данной проблемы, то эксперты утверждают, что иностранная рабочая сила — это товар. За нее не стоит хвататься всеми силами, но коль избежать не удается, то хотя бы контролировать.
— Обязательно нужно контролировать поток мигрантов, чтобы не допустить бескультурных эксцессов, — считает доктор социологических наук, профессор Равиль Насибуллин. — Если мигранты намерены жить здесь, то они должны платить. К примеру, во многих странах ограждаются от нежелательного потока людей, например Америка от Мексики, там вообще стену строят. Но мы так не можем сделать.
По имеющимся данным, около 200 тысяч человек из Башкирии работают в других регионах России. Социолог уверен, что нужно возвращать «своих» на родину и обеспечивать им рабочее место, а не заменять их выходцами из Средней Азии.
А как у соседей
В ММЦ Башкирии с июня 2019 года, по словам руководства, обратились 13 тысяч мигрантов. Как мы уже выяснили, стоимость трудового патента составляет 14 500 рублей, госпошлина за регистрацию иностранного гражданина (она не входит в стоимость пакета документов) — 3800 рублей.
По информации МВД Татарстана, с начала этого года было выдано 298 554 уведомления о постановке на учет по месту пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства. Стоимость госпошлины там составляет 3847 рублей.
В Управлении по делам миграции МВД России Пермского края UFA1.RU сообщили, что за уходящий год поставили на учет 103 874 иностранных гражданина, выдали 12 697 патентов. ММЦ в регионе появилось так же летом этого года, как и в Уфе, но там он является государственным.
В Самарской области оформлением документов для мигрантов занимается региональный ММЦ, стоимость пакета услуг составляет 14 500 рублей. Как пояснили в справочной, она складывается из следующих платежей:
— В 4900 рублей обходится медицинская комиссия, 3600 — страховка, 6000 рублей — услуга по формированию пакета документов.
Назвать сумму госпошлины в справочной Самарского ММЦ затруднились.
Если вы знаете истории про мигрантов, ждем ваши сообщения и видео на почту редакции, в наши группы во «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассниках», а также в WhatsApp по номеру +7 987 101–84–78.