Дом № 59 на улице Интернациональной в Уфе построили в самом начале Великой Отечественной войны, в 1941 году. Эксперты считают, что сейчас эта двухэтажка создает угрозу для жизни людей, но в нем по-прежнему обитают около 25 семей.
Корреспондент UFA1.RU отправился на место, чтобы увидеть своими глазами, как люди живут в аварийных условиях.
Крыша течет, и плесень в квартирах
Нынешние жильцы дома № 59 на улице Интернациональной помнят еще соседей, у которых в паспорте стоял штамп с пропиской в городе Черниковск.
Черниковск был самостоятельным городом с момента основания в 1944 году (ранее это была деревня Черниковка) и вплоть до его слияния с Уфой в июле 1956 года.
Почтенный возраст здания (78 лет) явно отразился на его состоянии — на фоне соседних двухэтажек он выглядит развалюхой: от сырости по фасаду разошлись темные пятна, кровля обросла заплатами, с цоколя осыпается штукатурка.
Оба подъезда стоят, приветливо распахнув двери. Вот только заходить внутрь не очень хочется — покосившиеся деревянные ступеньки видны еще с улицы, их вид внушает опасения. По словам обитателей дома, капитального ремонта здесь не было никогда.
— Подъезды и фасад только красили. И штукатурили, у нас же стены и потолок кусками осыпаются. Еще полы в подъезде как-то ремонтировали. Но это давно было, сразу после того случая, как я с грудным ребенком на руках провалилась в дыру. Сейчас-то дочь уже школьница, — рассказывает местная жительница Юлия (все имена изменены. — Прим. ред.).
В доме 18 квартир, некоторые из них — коммунальные. Судя по данным единого государственного реестра недвижимости, дом на 27 хозяев: кто-то занимает только комнату и живет один, другие — ютятся большими семьями с детьми.
Внутри в квартирах все выглядит не так плачевно, как в подъездах, люди стараются следить за своим жильем. Но от разводов на потолках и плесени все равно избавиться не могут:
— В крыше — дыры, сырость, из подвала крысы лезут. А мышам мы и не удивляемся. Вот, кстати, лежит одна. Их тут травили недавно, — рассказывают жильцы, кивая на мертвую мышь на дорожке у подъезда.
Жители дома ждут новых квартир не меньше 10 лет, их дом внесли в список на расселение решением горсовета от 23 апреля 2009 года.
— Мы попали в программу на 2007–2015 года. Вот теперь уже 2019 заканчивается, а дом официально даже аварийным признавать не хотят, хотя мы уже во всех инстанциях пороги обили, — объясняет Елена, соседка Юлии.
Жильцам же отвечают, что эта программа расселения из ветхого и аварийного жилья еще не завершена:
— Снос домов, включенных в подпрограмму, производится по мере выделения финансирования, — ответили в УЖХ Калининского района на одно из обращений. И в той же бумажке людям напомнили, что дом аварийным не признан, а значит, им придется делать взносы на капремонт.
«Боимся, что дом сложится как карточный»
Жильцы поняли, что не дождаться им расселения, когда им им предложили крышу дома починить. И решили, что пора действовать, чтобы добиться результатов:
— Мы ждем расселения, а нам предлагают сделать капремонт! Но мы боимся, что кровельных работ здание не выдержит, сложится как карточный домик. Я разговаривала со знакомой из такой же двухэтажки через два дома от нас: у них сделали крышу, а толку от этого ноль, так же после дождя по потолкам и стенам разводы ползут. И вот какой смысл тратить деньги на ремонт? В общем, поняли уже, что ничего хорошего мы не дождемся. И раз власти не хотят признавать наш дом аварийным, мы с соседями скинулись и заказали независимую экспертизу, — взволнованно рассказывает Елена.
Специалист, которого наняли жильцы, сделал вывод, что здание находится в аварийном состоянии, жилой дом не соответствует требованиям безопасности, создает угрозу жизни и здоровья людей — он не пригоден для проживания. Копия документа от 14 августа 2019 года имеется в распоряжении редакции. В заключении независимой экспертизы сказано, в частности, что:
техническое состояние фундамента — ограниченно работоспособное;
техническое состояние стен — ограниченно работоспособное;
техническое состояние пола и перекрытия — аварийное;
техническое состояние крыши — аварийное.
Письмо главе Башкирии
— Последний ответ от чиновников был 23 августа. Нам сказали, что у нас не хватает подписей собственников каких-то квартир. Будто им недостаточно того, что большинство подписали. А 26-го мы были на приеме в мэрии, и сам начальник управления по обеспечению жизнедеятельности города нам сказал, что мы правы. Получается, с решением нашего вопроса просто тянут. Поэтому 2 октября мы пошли в прокуратуру, потому что считаем, что межведомственная комиссия бездействует. Вот теперь снова ждать — еще месяц. Посмотрим, что из прокуратуры ответят. Надеемся, наш дом этот срок выдержит, — вздыхают жильцы.
А 2 октября активисты опубликовали открытое письмо властям республики:
— Рядом с домом на расстоянии 200 метров проходит железная дорога и здесь же находится станция Парковая. В квартирах, подъездах и лестничных площадках по всей длине стен образовались с ладонь трещины. Во время дождя через дыры в крыше дождевая вода проникает в дом и образует лужи. Окна и косяки дверей перекосило, и, поэтому вылетают стекла, а двери еле закрываются. Полы проваливаются… Многократно обращались во всевозможные инстанции. Люди живут как на пороховой бочке. В любой момент могут обрушиться потолки и будут жертвы. Сейчас от безвыходности начали собирать документы в прокуратуру, а далее — в Москву. Радий Фаритович! Убедительно просим вас помочь нам и расселить жильцов в дома, в которых будет безопасно жить, — обратились к главе Башкирии жители дома № 59 на улице Интернациональной.
Остается надеяться, что дом выдержит тот срок, пока жильцы ждут ответа на свое открытое письмо и реакции от чиновников и прокуратуры. И не придется эвакуировать людей, как было, когда обвалился потолок казармы на Карла Маркса. И штукатурка с потолка не погребет под собой кого-нибудь из жильцов, как это было в той же Черниковке на улице Победы.
Если у вас есть интересная информация, присылайте сообщения, фотографии и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассниках», а также в WhatsApp по номеру +7 987 101–84–78.