Ухоженная территория, кругом цветы и зелень — кто впервые попадает в деревню Старобаишево Дюртюлинского района, полагают, что в этом симпатичном здании на центральной улице располагается уютный санаторий и путевки сюда нарасхват. А на самом деле — это интернат для стариков и инвалидов. Правда, необычный — бабушки и дедушки живут здесь бок о бок с детьми. А недавно в интернате целый день работала съемочная группа немецкого телеканала «Дойче Велле» и даже сняла о нем документальный фильм.
О том, как старые и малые помогают друг другу, — репортаж UFA1.RU.
На каждого ребенка — по три бабушки
В ворота учреждения социального обслуживания для престарелых и инвалидов заходишь, словно погружаешься на подводной лодке.
Люди, попавшие сюда волею судьбы, оказываются здесь в замкнутом пространстве — как на подводной лодке или на космической станции, обитатели которых, хотят они этого или нет, должны как-то приспосабливаться друг к другу и жить вместе.
Нас встречает директор интерната Эльза Шайхутдинова и ведет по зданию: здесь жилые комнаты, там — учебные. Всюду чисто, игрушки и книги вперемешку с интерактивной оргтехникой, тренажерами и лечебной аппаратурой, и атмосфера от этого не казенная, а домашняя.
Семья в интернате действительно большая: 32 ребенка и 117 пожилых людей. У каждого обитателя — тяжелая судьба. Практически от всех детей родители отказались еще при рождении из-за физических недостатков. У одного — тяжелая форма ДЦП, у другого — сросшиеся пальцы на руках, а то и вовсе неработающие ноги, у некоторых ног и вовсе нет. Как правило, такие дети попадают сначала в дома малютки, а потом дорога одна — в этот специнтернат, где порой остаются жить и после совершеннолетия. Лишь немногие из тех, кто прошел социализацию и получил квартиру, уходят в большой мир.
Родных не видел никогда
Эльза Разифовна рассказала об одном таком воспитаннике, который получил в квартиру в Дюртюлях:
— Он работает бригадиром строителей в Питере, приезжает в Дюртюли отдыхать. В нашей материальной и финансовой поддержке не нуждается. Сейчас еще одна наша воспитанница ждет квартиру. Мы учим ее готовить себе еду и самостоятельно обслуживать себя.
На кухне девушки могут сами готовить — завтрак, обед или ужин по настроению. Мы застали воспитанниц за приготовлением чебуреков. Пахло вкусно. Домом.
Как признаются подопечные, такая домашняя атмосфера помогает хотя бы частично избавиться от тяжелых воспоминаний физических и психологических травм, полученных на «большой земле». Здесь, например, живут два близнеца, у которых на глазах один родитель убил другого. Домой возвращаться они не хотят.
Симпатичный лопоухий Сережа, с чувством рассказавший стихотворение на камеру, на мой вопрос: «О чем ты мечтаешь?» ответил:
— Хочу поскорее закончить 9-й класс…
— Зачем?
— После этого я уеду к маме…
И только когда мы вышли из комнаты, директор тихо призналась:
— Мальчик — сирота. У него нет ни мамы, ни папы.
В другой комнате подросток Тимур играл в шахматы с дядей Федором, инвалидом-колясочником. У мальчика ДЦП, в интернат он попал из дома малютки — своих родных он не видел никогда. Юноша очень живой, любознательный и подвижный. Несмотря на то, что ноги у него не работают, он увлекается танцами и спортом. При нас паренек гонял на самодельной трехколесной инвалидной коляске — готовился к соревнованиям в Нефтекамске.
Детей с физическими недостатками не оставляют вниманием, чтобы их устранить, возят на операции в различные города страны. И тогда они получают шанс на самостоятельную жизнь в будущем.
Вернуться к жизни помогло общение
У старших обитателей интерната судьбы порой тоже трагичные. Кто-то отморозил ноги, лишился конечностей и теперь прикован к инвалидной коляске. Кто-то попал в ДТП и стал инвалидом.
Бабушке Нине больше 70 лет, она из Кушнаренковского района. Жила с дочерью, но отношения не сложились, и бабушка оказалась в интернате — пришла сама. Нина ласковая и словоохотливая, в интернате она нашла свою любовь — колясочника Сашу.
— Мы с Сашей всегда вместе, — рассказала Нина. — Саша все мне рассказывает о себе, помогает всегда во всем, даже помыться в ванной.
На 56-летнего строителя Петра упало несколько десятков поддонов, которые снесли ему полголовы. Сейчас мужчина проходит в интернате реабилитацию — мечтает вернуться домой. У него четверо детей. Но никто его не навещает.
— Он поступил в интернат меньше года назад в очень тяжелом состоянии — ни с кем не разговаривал, не хотел общаться, — говорит Эльза Разифовна. — Сейчас Петр вполне пришел в себя — помогло общение.
В интернате чего только нет — и огромный интерактивный экран для обучения и игр, и комнаты для религиозных обрядов (православных и мусульманских), и место для уединения, где воспитанник может просто побыть один.
Но самое главное здесь — возможность пожилых и взрослых инвалидов, переживших жизненную катастрофу и нуждающихся во временной реабилитации, постоянно общаться с детьми. Бабушки проходят по утепленному переходу в детское отделение и каждый вечер читают малышам сказки на ночь. Они учат девочек вязать и шить, печь блины, рассказывают истории из своей жизни. Мужчины играют с детьми в шашки и шахматы, помогают им одеться, выехать на коляске на прогулку, даже просто помыться в ванной, поменять подгузник. Для многих ребят это большая проблема. Дети души не чают, например в дяде Володе. Он с ними гуляет во дворе, ездит на экскурсии, помогает и учит всему, что умеет делать сам.
Такой опыт совместного проживания взрослых и детей, обиженных природой и жизнью, уникален. Пока это единственное подобное социальное учреждение в России.
«Детей воспитываем как своих»
Задумка организовать подобный интернат принадлежит Эльзе Шайхутдиновой. Она имеет три высших образования (базовое — медицинское), до того, как стать директором, работала в интернате медсестрой.
— Началось все в 2007 году. В нашем интернате организовали отделение для детей с физическими недостатками, и с тех пор все мероприятия у нас проходили совместно. Я заметила, что пожилые и дети начали притягиваться друг к другу, быстро нашли общий язык. Бабушки читали детям сказки по вечерам, возникли клубы по интересам: шахматный, рукоделия, театральный, пожилые начали делиться своим жизненным опытом с детьми. А дети стали отдавать старикам самое главное, в чем они всегда нуждаются, — внимание. При этом у пожилых людей повышается жизненный потенциал и появляется стремление к жизни и новый смысл.
По словам Эльзы, дети не чувствуют себя инвалидами.
— Вы же видели, какие они жизнерадостные, позитивные: мы воспитываем их так же, как воспитывали бы своих здоровых детей. Они пользуются гаджетами, ходят в город, что-то покупают себе в магазине, празднуют дни рождения, — рассказывает директор.
Родители — против
Некоторые воспитанники интерната ходят в обычную школу — там они лучше социализируются, адаптируются к обществу, расширяют кругозор.
— Жалко, что родители школьников стали высказываться против. Задавали вопросы: «А вдруг ваши дети начнут бить наших детей? Или чем-нибудь их заразят?» — пожаловалась директор интерната. — Но мне удалось настоять на своем. В этом году в обычную школу пойдут семеро наших детей. И шестеро ребятишек отправится в детский сад. Причем сами школьники относятся к нашим воспитанникам очень хорошо. Сыр-бор затевают родители. И такая ситуация не только у нас. В Нижнем Новгороде и в Калининграде в аналогичных ситуациях справедливости пришлось добиваться через прокуратуру, — рассказала директор. — Благодаря социализации воспитанники интерната создают семьи, получают профессии, работают. Конечно, лучше, когда дети живут в семье. Но тем, у кого нет даже надежды на ее создание, общение старых и малых скрашивает существование.
Мнение психолога: «Старшему поколению важно чувствовать свою значимость, детям — общение с неторопящимся взрослым»
В обычной жизни старики и дети живут рядышком, и никто не задумывается — хорошо это или плохо. А насколько это действительно важно для тех и других, мы попросили рассказать практикующего психолога Марию Наймушину.
— Сама идея организации такого рода взаимодействия — замечательная, правда. Для старшего поколения важно чувствовать свою значимость, передавать опыт, общаться на простые жизненные темы, переключаться на время от каждодневных дел и проблем. Детям в свою очередь требуется общение с никуда неторопящимся взрослым, готовым разговаривать про то, что ребенку важно и интересно, играть, узнавать, как устроен мир.
В интернате и у старших, и у младших есть дефицит в наполнении эмоциональной сферы — совместном проживании радостей и горестей, объединении зрелого опыта с ребячьей фантазией, построении общих планов, взаимной поддержке.
Однако сама по себе вся эта система не заработает только лишь от объединения двух групп. Необходима внимательная и аккуратная поддержка всех участников со стороны персонала для того, чтобы ни дети, ни взрослые не стали заложниками потребностей друг друга (например, когда одни вынуждены быть пассивными слушателями проблем других). Необходима фасилитация общения (недирективный стиль управления), организация разнообразных форм совместного досуга и сбор обратных связей от всех участников — что было хорошо, а что можно сделать лучше? Самой мне было бы очень интересно побывать в этом интернате и всячески поддержать персонал в их весьма прогрессивном начинании.
Уфимка с синдромом Дауна научилась делать мыло, чтобы увидеть море. UFA1.RU побывал у нее в гостях и узнал, зачем Саша играет в театральной студии, собирает алмазные мозаики и мечтает путешествовать на байке.
Если вы знакомы с интересными людьми, расскажите нам о них, а мы познакомим с ними наших читателей! Присылайте сообщения, фотографии и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассниках», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7 987 101-84-78. Подписывайтесь на наш канал в Telegram.