В Уфе существуют разные городские легенды о том, как жил город в годы Великой Отечественной войны. Одни говорят, что погибших красноармейцев хоронили на окраинах, другие, что промышленность была не развита. Корреспондент портала UFA1.RU решил прогуляться по улицам города с профессиональным поисковиком Еленой Вязовцевой, чтобы выяснить, как город жил в годы войны.
«"Сады Придонья" стоят на костях наших ребят»
Значительный вклад в историю победы над фашистскими захватчиками сыграли и башкирские воины. Во время самых ожесточенных боев две дивизии из БАССР почти полностью полегли в самом начале войны.
Начиная с 1939 года в Стерлитамаке и Давлеканово формировалась 170-я стрелковая дивизия. В эти же годы в Уфе начала зарождаться 186-я стрелковая дивизия, она относилась ко второму эшелону. Ее штаб располагался на современной улице Ленина.
Разница между первым и вторым эшелоном в том, что традиционно дивизии первого эшелона стояли вдоль границы страны. Когда начиналась война, перед ними стояла задача попытаться вернуть врага на его территорию, но если солдаты терпели поражение, то к ним на помощь выходил второй эшелон. 186-я и 170-я стрелковые дивизии 25 июня 1941 года уже выгружались в районе Пскова и шли на запад. Красноармейцы погибли на территории от Витебска и Пскова до Великих Лук.
А с декабря 1941 года в современной Деме начала формироваться 112-я Башкирская кавалерийская дивизия. На месте современного стадиона «Динамо» до 30-х годов был большой храм, но его сровняли с землей, и на этом же месте сделали спортплощадку. Позже именно на этом стадионе приводилась к присяге 112-я Башкавдивизия. Кавалерийская дивизия принимала участие в Сталинградской битве от самого начала до конца.
Параллельно с ней на улице Октябрьской Революции на месте современного педколледжа был штаб 214-й стрелковой дивизии. По словам Елены Вязовцевой, о ней мало кто знает, но она выступила параллельно со 112-й Башкавдивизией. 16 июля 1942 года они начали высадку в городе Волгоградской области Калач-на-Дону, и выступили в сторону Сталинграда.
Штаб еще одной стрелковой дивизии — № 214, располагался на Октябрьской Революции, 7. Она тоже принимала участие в Сталинградской битве «от звонка до звонка». И самыми страшными были первые четыре дня, когда башкирские воины переправлялись через Дон с 27 по 30 июня 1942 года. Во время этой переправы только уроженцев Башкирии погибло больше 1200 человек. Немцы разбомбили эту переправу, а выйти советским солдатам на другой берег было необходимо. Красноармейцы наводили понтоны под постоянными артобстрелами. Там, где сейчас находится агрофирма «Сады Придонья», пролегал путь башкирских воинов.
— Почти все эти сады растут на костях наших ребят, — рассказала Елена.
Многие стратегические заводы эвакуировали в Уфу
Знаменитый завод «Крекинг» — один из старейших нефтеперерабатывающих российских предприятий, который находился в Саратове, практически полностью эвакуировали в Уфу. Несмотря на это, «Крекинг» бесперебойно поставлял топливо на фронт и постоянно подвергался бомбардировкам германских военно-воздушных сил люфтваффе. После очередного такого авианалета завод практически полностью разрушили, и оставшиеся оборудование и людей вывезли в столицу Башкирии.
— Промышленность республики, которая только зарождалась в 30-е годы, изначально рассчитывалась на то, что на ее основу могут прийти установки и оборудование других заводов. Предполагалось, что на востоке войну могла начать Япония, на западной границе — Германия, — рассказывает поисковик Елена.
Елена долгое время проводит в архивах, и ей удалось выяснить, что война началась не 22 июня ровно в 4 часа, как поется в известной песне, а раньше. В 03:13 бомбардировщики пересекли границу, и в бухты над Севастополем начали сбрасывать новейшие магнитно-акустические мины. Одна из мин не попала в воду, а взорвалась над жилым домом на улице Подгорной, и в 03:52 под руинами погиб 21 человек. Это и были первые жертвы Великой Отечественной войны.
Всего в Уфу эвакуировали более 40 промышленных предприятий, в том числе Рыбинский авиамоторный завод, который расположили на базе Уфимского моторостроительного объединения, что существенно подтолкнуло башкирское предприятие к развитию. На базе Уфимского паровозоремонтного завода разместились станки, прибывшие из Запорожского, Гомельского, Станиславского заводов и другие.
— На то, чтобы провести эвакуацию и начать производство товаров военного назначения, отводилось ровно 6 месяцев. Рыбинский завод эвакуировался в октябре-ноябре 1941 года на чем могли, в том числе и на баржах, которые вмерзали в лед, потому что судоходство в Башкирии уже прекратили. Самолеты искали эти вмороженные в лед баржи и забрасывали туда группы, которые должны были разгружать их. Станки грузились на машины и шли по неокрепшему льду, — говорит Елена.
Площадки под станки заливались в голом поле. И только после этого возводились стены.
В дом № 3 по улице Карла Маркса в годы войны эвакуировали секретный ленинградский завод «Красная заря». Он производил средства связи. Уже в октябре 1941 года в Уфе наладили выпуск полевых телефонных аппаратов и штабных коммутаторов, а через несколько месяцев завод приступил к массовому выпуску. На базе этого завода построили уфимский концерн «БЭТО».
На Гостином дворе зарождался уфимский хлопчатобумажный комбинат. Его развитие происходило на станках ивановского «старшего товарища». В 57 торговых помещениях располагались станки, на которых начали изготавливаться ткани. Кто-то шил противогазные сумки, кто-то перешивал необходимые для фронта вещи из старых парашютов.
На пятом этаже уфимского Главпочтамта разместили оборудование знаменитой радиостанции Коминтерна. Все это происходило в условиях особой секретности. Радиостанция находился в Уфе до 1943 года. А вот радиовышки в тех же целях секретности располагались в другом месте — в небольшой деревушке Глумилино, там, где сейчас находится ТРК «Планета».
В Кушнаренково находилась диверсионная школа Коминтерна. Рядом с Главпочтамтом есть колодец с нулевым километром. По одной из версий, он находится на месте, соединяющем радиостанцию и радиовышки.
— Причем этот канал был построен за один день в условиях абсолютной секретности. Каждому взрослому в октябре был выдан метр земли, и просто сказали: «Копайте». Так общими усилиями уфимцы выкопали огромную траншею, — говорит Елена.
Карточки были не только в Ленинграде
Мало кто знает, что в годы войны в Башкирии ввели продуктовые карточки. Сначала они выдавались на хлеб, на мучные изделия и крупы. Потом стали выдаваться — на мясо, рыбу и жиры. При этом хлебные карточки отоваривались всегда, а вот карточки на мясную продукцию только ближе к концу войны.
Уфа была маленьким уездным городком. По переписи 1900 года в городе жило всего 99 тысяч человек. В 30-е годы перед войной началась индустриализация, и население Уфы выросло до 258 тысяч человек. Сама территория Уфы была ограничена несколькими кладбищами: первое — Мусульманское — было в районе современного Телецентра, второе — Сергиевское — по сей день располагается чуть выше монумента Дружбы, третье — Ивановское — на месте современного парка Якутова, четвертое — Новоивановское — в районе ТРК «Огни Уфы».
Город маленький, а в годы эвакуации приехали еще сто тысяч. И никто никогда не возмущался, видя на улицах приезжих.
— В одну комнату могли заселиться несколько семей: одна башкирская, другая с эвакуированных заводов, и все вместе ездили в Черниковск. Это почти два часа на трамвае, — рассказывает Елена.
Население делилось на две категории: к первой относились сотрудники оборонных предприятий, они получали 650 грамм хлеба. Ко второй — люди, которые работали на необоронных предприятиях, им выдавали 450 грамм хлеба. Служащие и иждивенцы — всего 350 грамм.
Госпитальный городок был в центре Уфы
В Уфе в годы войны действовали 29 госпиталей. Почти все они располагались на месте школ. Из 56 существующих учебных заведений под медчасти отдали более 40 помещений.
Самые крупные госпитали располагались на пересечении Пушкина и Карла Маркса. В руинах напротив здания Авиационного института располагался госпиталь № 1741. Еще один был и в здании самого вуза — № 1742. Они образовали вокруг себя большой госпитальный городок. В этих зданиях проводились даже хирургические операции.
На Ленина, 3 находился 289-й нейрохирургический госпиталь. В его стенах медики занимались красноармейцами с ранениями в голову — это на тот период были очень тяжелые случаи. Этот госпиталь был развернут на базе уфимского медицинского института, который в свою очередь сформировался на базе московского.
Если вы хотите рассказать о подвиге своих предков, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы во «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp по номеру +7 987 101 84 78.