Кто из нас не ездил на трамвае? Да, наверное, все хотя бы раз в жизни да заходили в старенький, немного трясущийся, вагон и размышляли о своем, пока красно-желтый старичок неспешно трусил до пункта назначения. Между тем, ситуация с электротранспортом в Уфе аховая — имеющиеся трамваи ветшают, и купить новые или хотя бы не востребованные вагоны из других городов России, банально не на что. Зато сеть «пазиков», поражающих воображение всеми красками ближнезарубежного колорита неуклонно растет и множится.
Корреспондент Ufa1 побывал в депо имени С.И. Зорина и узнал, как оно выживает на фоне всего, что происходит с электротранспортом в городе, и о чем мечтает для полноценной работы.
История трамвая в Уфе началась в 1936 году с депо, которое находится на бульваре Хадии Давлетшиной, прямо напротив студгородка Башкирского аграрного университета. После войны его начальником стал Герой Советского Союза Сергей Зорин, а еще он был первым вагоновожатым в городе Уфе.
Сейчас депо обслуживает южную часть города следующими трамвайными маршрутами: 1-й, 5-й, 7-й, 10-й, 16-й, 18-й.
Всего в депо имени Зорина числится 79 вагонов, все они на ходу и каждый день эксплуатируются в безжалостной городской среде. Средний возраст вагонов в депо почтенный: 20–25 лет. Сотрудники всеми возможными силами поддерживают их в надлежащем виде: регулярно проводят техническое обслуживание, ежедневно перед выходом на линию осматривают и производят уборку в салоне подвижного состава. И все-таки, городу-миллионнику, и к тому же, столице республики, нужны свежие современные трамваи, ездить в которых было бы удобно и комфортно.
— Возможно, в следующем году, к празднованию 100-летия республики, ситуация несколько изменится, и город даст добро и средства на приобретение новых составов, но пока это только мечты, — рассказал начальник депо Зорина, Расулов Айрат.
Но работа в депо не стоит, люди самоотверженно трудятся на благо жителей и гостей столицы, поддерживают имеющиеся составы в достойном виде и готовят их к тяжелым будням. Труд у них, конечно, сложный, но сотрудники депо любят свою работу, и зачастую проводят тут всю жизнь, а многие даже приводят за собой детей — получается этакая династия, о чем работники сообщают с гордостью и теплом.
Здесь же можно выучиться на водителя трамвая или троллейбуса. Причем совершенно бесплатно и с последующим гарантированным трудоустройством. Из бонусов для сотрудников предприятия предусмотрен бесплатный проезд на городском электротранспорте по служебной карте. Плюс к тому, водители трамваев и троллейбусов на пять лет раньше уходят на пенсию, что выглядит достаточно привлекательно в свете новой пенсионной реформы.
Айрат Расулов также пролил свет на ситуацию с движением трамваев в сторону железнодорожного вокзала:
— Маршруты по этому направлению ходят в ограниченном количестве в связи с восстановлением трамвайных путей, размытых в сентябре 2017 года, как только работы завершат, движение трамваев маршрутов № 1,7,10 возобновится в полном объеме, — сообщил руководитель.
В интернете часто встречается миф, что у трамваев нет тормозов, и управляются они лишь интенсивностью подачи электричества. Услышав об этом, сотрудники предприятия рассмеялись.
— Остановить такую махину одной лишь силой тока невозможно. У каждого вагона, даже самого старого, в обязательном порядке есть несколько видов тормозных систем (электродинамические, механические, рельсовые). При экстренном торможении, тормозной путь трамвая намного больше, чем у автомобильного транспорта. Поэтому водителям автомобилей стоит несколько раз подумать, прежде чем вылезать перед трамваями на пути: из-за их неосмотрительности, если водитель трамвая экстренно остановит состав, могут пострадать пассажиры, — рассказал старший мастер депо.
Жизнь идет, электротранспорт города цепко держится за свое существование, и хотелось бы увидеть его развитым и процветающим, на котором люди будут ездить с радостью. Тем более, что жители столицы в большинстве своем ждут улучшения и развития в данной сфере, устав от нестабильности и качества обслуживания в городских «пазиках».
Артур Шайхутдинов