Год назад Артур и Гульшат Галеевы наслаждались всеми прелестями жизни менеджеров по продажам: хорошая зарплата, фиксированный рабочий график. Но всё-таки чего-то не хватало — Галеевы мечтали о своем деле, которое приносило бы не только доход, но и радость. Так их усилиями в Уфе появилась первая коворкинг-площадка для мастеров (от англ. co-working, «совместная работа». — Прим. ред.) — место, где любой желающий может смастерить всё, что его душе угодно. В стенах мастерской рождаются чашки, тарелки и даже кровати из древесного массива. Тех, кто не умеет, обещают научить.
Негде яблоку упасть
При входе в мастерскую сразу погружаешься в атмосферу творчества: в углу девушка старательно расписывает декоративную овечку из ДСП — она украсит чью-то детскую комнату, другая мастерица тщательно вымешивает глину. Тут же разложены на просушку значки — крохотные белочки, зайчики и кораблики, на большинстве поверхностей громоздятся чашки-плошки — изделия учеников мастерской. Из-за стены слышен свист рубанка: молодая девушка учится делать фигурную кухонную доску. А в соседнем помещении брутальный мужчина собирает двуспальную кровать из цельных пород дерева.
— Я больше специализируюсь на столярном деле, супруга — на гончарном, — говорит владелец мастерской Артур.
Со слов мужчины, случаются дни, когда в их творческой студии яблоку негде упасть — столько желающих заняться «трудотерапией». Даже в будние дни коворкинг-пространство не пустует.
От чупа-чупсов до собственного бизнеса
Артур и Гульшат — выпускники Уфимского авиационного института. Но инженеров из молодых людей не вышло: работа с авиатехникой не вдохновляла.
— Гульшат должна была конструировать авиационные двигатели, а я — их обслуживать. На четвертом курсе я понял, что не хочу связывать с этим занятием свою жизнь, и подался в торговые представители. Начало получаться. Когда закончил вуз, доверили руководить несколькими городами, потом — всей Башкирией, — рассказывает Артур.
Так Артур и катался целых семь лет по городам и весям, предлагая торговым сетям чупа-чупсы. Окончив институт, к нему присоединилась и Гульшат. Ребята успели пожениться и обзавестись двумя детьми. Но стабильность на супругов нагоняла тоску.
— Творческие порывы у меня были всегда, — признаётся мужчина. — Пока работал торговым представителем, я параллельно создал квест. На работе ведь что? Стандартные дела, а хочется разнообразия, каких-то эмоций. Поначалу я хотел быть просто инвестором, но меня затянуло. Переодевался в строителя, выдумывал сценарии. Где-то за год идею реализовали, она «выстрелила». А мне снова стало скучно, слишком стабильно.
«Ничего не понятно, но интересно»
В конце 2016 года Артуру пришла идея создать пространство, где могли бы собираться творческие личности. В стране это движение только зарождалось, а в Уфе ничего подобного и вовсе не было. После общения с питерскими коллегами Артур решился и вложил все сбережения в создание мастерской.
Официальное открытие коворкинга состоялось в апреле прошлого года.
— Я понял, что тоже хочу этим заниматься. Ничего не понятно, но интересно. Я ни разу не столяр — торгаш, авиационщик, это да, — признается Артур. — Был подход с точки зрения социальной ответственности: многие пропадают на работе, не видя просвета, а тут есть возможность заняться трудотерапией. Когда у тебя есть конечная цель, ты ограничен во времени. От многих слышу: «Сначала ничего не понятно, а потом не понимаем, как два часа пролетело!» Сидят такие сосредоточенные, ничего не видели и не слышали, крутили горшочек.
«Кривоватенькое, но твоё»
Сам Артур тоже умеет работать с инструментами, но предпочитает административную работу.
— Столярному делу я научился в школе, ну, и папе в детстве помогал. Когда мастерская открылась, пошёл в первый же курс. Прямо почувствовал, как затягивает, когда появляется фактура, когда твоё первое изделие создаётся — пускай даже кривоватенькое, но твоё, — говорит Артур.
На творчество в мастерской вдохновились даже восьмилетняя дочь и четырёхлетний сын Галеевых. Их работы хранятся дома на видном месте.
— Они сами делали роспись по фарфору. Едят из тарелок, которые расписали сами. Даёшь не ту, они говорят: «Папа, дай мою!», — улыбается Артур.
Прийти и попробовать свои силы в мастерской может абсолютно любой.
— У нас можно пройти мастер-класс, получить нужные навыки и остаться резидентом, — говорит Артур. — Например, вечером после работы: выкупить время и мастерить что-то на заказ. Один из первых таких ребят работал в IT-компании, гончарил для себя, выкладывал поделки в Instagram. Да так втянулся, что уволился и сделал гончарное ремесло своей работой.
На закупку оборудования, по словам Артура, ушло больше полумиллиона рублей — такие траты себе позволит не каждый.
Социальная активность
— В прошлом году нам дали награду: «Лучший социальный проект года», — рассказывает Артур. — В этом году совместно с благотворительной организацией «Ломая барьеры» создали тактильную доску для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Доску повесили в коридоре школы-интерната для слепых и слабовидящих. По задумке организаторов, проект позволит детям с нарушением зрения развивать моторику, снимать эмоциональные и физические нагрузки.
— Мы бесплатно предоставили помещение и материалы, помогали. В прошлом году приезжали дети из давлекановского интерната. Для нас это затратно, но, создавая мастерскую, мы понимали, что такая потребность есть. Сразу решили, что периодически будем выделять время и материалы для работы с такими детьми, — говорит Артур.
Процесс создания изделий из глины
Гульшат показала, как бесформенный кусок глины перерождается в предмет искусства. Над созданием глиняной миски новичок может корпеть не один час, а опытным мастерам хватит и нескольких минут.
— Работу над созданием посуды нужно начинать с замешивания — всё, как с тестом. Глину для мастерской закупаем у поставщиков в Украине. Обычную, из-под ног, использовать не получится — в ней много песка. На то, чтобы заместить глину, потребуется минут десять. После этого садимся за гончарный круг, — учит Гульшат. — Важно, чтобы руки и глина были влажными. Но самое главное — правильно сцентровать. Тогда изделие получится ровным.
Уже через несколько минут глина принимает форму ровной полусферы. Теперь из неё можно создавать посуду. Отверстие посередине постепенно расширяют. Ширину стенок мастер регулирует на ощупь.
Когда миска готова, её необходимо немного подсушить строительным феном.
— Мы подсушили заготовку после гончарного круга и можем покрывать ангобой — глиной, смешанной с пигментом. Её можно наносить по сырому. Глазурь — только на обожжённую посуду, — поясняет мастерица.
После обжига и глазурь, и ангоба меняют цвет, он становится более насыщенным. Например, терракотовый после печи станет красным. Когда декор готов, изделие аккуратно отделяют от гончарного круга, срезая под донышком струной. Теперь миску можно ставить в муфельную печь.
— Печь разогревается до температуры 1050–1100 градусов. При этой температуре происходит обжиг. Процесс занимает до 12–15 часов, — поясняет Артур.
Сразу после муфеля миска полностью готова для использования. Ей не страшно внешнее воздействие: можно ставить и в посудомоечную машинку, и в микроволновку.
Фото: Тимур Шарипкулов