Ufa1 продолжает сериал о недвижимости и архитектуре Уфы. На этот раз мы заглянули на улицу Народную — расположена она еще не в Нижегородке, но уже и не в центре. Привычные постройки здесь — уютные таунхаусы и коттеджи.
Как бельмо на глазу на их фоне выделяется развалюха под номером 14а. Двухэтажную усадебку построили еще до революции, и до недавнего времени здание выглядело вполне прилично. Но, кажется, скоро ему придет конец — уже 12 лет хозяева здания бьются друг против друга, таскаясь по судам: Дина Аюпова, владелица половины дома, жаждет выселить соседку-пенсионерку. А пожилая Луиза Мухина просто не хочет остаться без крыши над головой, ведь квартира в усадьбе — ее единственная жилплощадь.
Дом преткновения
В редакцию Ufa1 обратилась жительница Уфы Дина Аюпова. Она рассказала, что владеет половиной дома на Народной, 14а — здание не признают аварийным, хотя жить в нем невозможно. Да к тому же незаконно прописавшиеся жильцы не дают ей отремонтировать строение. С нерадивыми соседями Дина спорит уже 12-й год, но за это время ни к какому соглашению они так и не пришли.
— Дом требует капитального ремонта, его износ составляет более 80%. В течение длительного времени Луиза Мухина препятствует ремонту, так как отказывается выселяться, а другая собственница в спорном доме не проживает, — заявила Дина в иске, поданном в 2016 году в Ленинский районный суд.
Уфимка намерена выселить соседей, так как не может сделать ремонт за свои же деньги. В 2014 году она нанимала рабочих, по словам Дины, для того, чтобы укрепить стены второго этажа. А соседка Луиза вызвала полицию и прогнала строителей с участка.
— Я хотела поменять крышу, укрепить стену. А Луиза заявила, что я «ломаю дом». В итоге работы пришлось прекратить на середине. Второй этаж стал нежилым, — рассказала Дина.
«Вернулась через 14 лет — выселять»
Пенсионерка Луиза, обитающая на первом этаже, по документам владеет четвертью дома, а по факту — одной из трех квартир. В 1991-м женщина работала штукатуром-маляром на крупном уфимском предприятии. После развода с мужем деваться бедной женщине с двумя детьми было некуда. А тут как раз подвернулся дешевый вариант — долю в этом здании ей уступили за 70 тысяч рублей.
— Дом был шикарный, теплый, сухой. Отец Дины дружил с моей свекровью, он жил тут вместе с семьей. В то время Дине было всего 12 лет, в 1993 году их семья получила трехкомнатную квартиру и они переехали. Долю в доме Дина получила в дар от отца в 2007 году. И теперь, спустя 14 лет, владелица вернулась сюда и начала против нас войну, — жалуется пенсионерка Луиза.
По материалам суда
Решить спор миром женщины не смогли и обратились в суд. Там установили, что в 1991 году Мухина действительно выкупила долю в доме у одной из владелиц за 70 тысяч рублей — женщины заключили простой договор купли-продажи. Надлежащим образом сделку оформить не успели — бывшая владелица умерла, и Мухиной пришлось судиться с администрацией Уфы — признавать права собственности на недвижимость. Суд женщина выиграла, и осталась жить в доме со спокойной душой.
В 2007 году приехала Дина и попыталась доказать, что все остальные жильцы прописаны незаконно, а с 2012 года развязала юридическую войну. Обе женщины в Ленинском районном суде едва ли не прописались.
Первым делом Дина направила иск о том, что Луиза якобы купила долю не у владелицы, а значит, сделка незаконна. Иск отклонили.
В 2014 году женщины судились из-за того, что Дина самовольно отключила в многострадальном доме электричество. Но право владения Луизы тогда оспаривалось, и суд, так ни к чему и не придя, требования обеих сторон просто отклонил. В 2015 году судьи принялись рассматривать новый иск — Луиза требовала компенсацию за то, что Дина своим «ремонтом» почти разрушила дом. Требование отклонили — по той же причине.
«По стенам течет вода, на потолке — плесень»
В 2016 году Луиза письменно обратилась за помощью к Рустэму Хамитову — разобраться в ситуации самостоятельно ей было уже не под силу.
— Зимой 2014 года Дина заложила стекловатой дымоходную трубу — она как раз проходит через ее квартиру, отрубила электропровода от столба, чтобы мы зимой замерзли. В мае 2014 года начала разбирать крышу, и всего за один год дом стал одноэтажным, — жаловалась в письме Луиза. — В квартирах первого этажа по стенам течет вода, образовалась плесень. Дочь с внучкой теперь снимают жилье, так как жить тут маленькому ребенку невозможно. А мне некуда идти.
Правда, со слов женщины, ее крик о помощи никто не услышал. Тогда она за свои деньги провела на участок электричество и кое-как перезимовала.
Столько денег спустила...
Выселяться Луиза не намерена, ведь ее законное право на владение домом доказали в суде. Сейчас пенсионерка пошла ва-банк: требует в суде лишить Дину прав на дом, так как второй этаж — а значит, и доля собственницы — почти перестал существовать.
— Я столько денег за это время потратила на юристов и адвокатов, что хватило бы построить новый дом или хотя бы отремонтировать этот, — пожаловалась Дина.
Сейчас Дина и Луиза живут в состоянии войны: пенсионерка опасается, что соседка обрежет провода или вновь пришлет рабочих на разбор здания. А Дина ищет новые способы выселить жильцов.
Чтобы узнать, можно ли как-то помочь разрешить спор двух женщин, Ufa1 обратился к администрации района.
— К сожалению, по дому на Народной, 14 сейчас ведется судебное разбирательство. Мы не можем комментировать ситуацию, пока оно не завершится, — пояснили Ufa1 в мэрии.
Выход из замкнутого круга
Юристы считают, что споры собственников по их имуществу решается только ими самими. А из ситуации есть лишь один выход — договориться и начать сотрудничать.
— Самый лучший способ — пойти на мировую, — считает юрист Евгений Дорофеев. — Владельцы могут выкупить доли других хозяев, договориться о компенсации. А в текущей ситуации пострадавшая хозяйка квартиры, Дина, может только добиваться компенсации в суде.
Фото: Тимур Шарипкулов