Пятиэтажка номер 20 на улице Ухтомского в Деме цветет и пахнет. Причем в прямом смысле слова. Стоит только войти в подъезд, как погружаешься в атмосферу заправского акватеррариума — воздух влажный и тяжелый, по стенам и деревянным рамам окон ползет ветвистый диковинный мох, а над входной дверью сталактитами свисают сосульки.
Жильцы, многие из которых купили тут квартиры еще 40 лет назад, признаются: дышать в таком парнике и здоровому сложно.
Заросло накипью и заржавело
На пороге чудо-подъезда нас встретила старшая по дому, пенсионерка Людмила Гелич. По словам женщины, проблемы у пятиэтажки начались давно. Здание построили 42 года назад, в 1975 году. Строили неопытные студенты, и дом, по словам самых старожилов, целый год не принимали в эксплуатацию — устраняли ошибки. Но людей туда все же заселили, заманив низкими ценами на жилье.
Лет десять назад начало прорывать трубы: каждый год, когда шла подготовка к отопительному периоду, у кого-нибудь из жильцов — как по волшебству! — обязательно обнаруживалась течь. Ремонтная бригада, как могла, латала прорывы, но до капитального ремонта и полной замены труб так дело и не дошло. А три года назад прорвало трубу и в подвале. С тех пор теплый влажный воздух, поднимаясь из подполья, превращает подъезд в самый настоящий парник.
— В тот раз ремонтная бригада заменила участок прорванной трубы. Они потом показали этот фрагмент — внутри все заросло накипью и проржавело, — рассказала старшая по подъезду №3 Василина.
Женщина воспитывает дочку-сердечницу восьми лет: стоит только выйти в подъезд, как девочке становится плохо — темнеет в глазах, ноги становятся ватными, душит одышка.
Деньги есть, ремонта нет
В 2006 году в доме начали собирать деньги на капитальный ремонт. Пенсионеры с радостью отдавали последние гроши — надеялись, что их избавят от проблем с коммуникациями. Да и от других тоже: в злополучном третьем подъезде висят ящики без дверец, деревянные оконные рамы облезли, как и краска в подъезде, на потолке расцвели плесневые узоры... Обитатели дома уже и не помнят, когда ремонтировался подъезд, хотя по закону это нужно делать каждые пять лет.
— Я не понимаю, почему наш дом обходят стороной. Деньги на капремонт мы сдаем регулярно. Вот выписка из расчетно-кассового центра: на май 2015 года на счете дома накоплено почти 900 тысяч рублей, а сейчас еще больше — около миллиона. Почему эти деньги не используют? — показывает бумаги пенсионерка Любовь Гелич.
В 2006 году кое-как отремонтировали проводку, через девять лет, в 2015 году, выделили деньги и починили канализацию, которая тоже постоянно забивалась. Пока это все, что удалось сделать.
— По программе капремонта в 2023 году должны починить крышу, на которую мы вообще не жалуемся. Потом, в 29-м, примутся за фасад. На 2035 год запланирована смена газовых труб. И только в 41-м году в плане стоит смена системы отопления, то есть это... — пенсионерка замолкает, ведя в уме подсчет, — через 66 лет после постройки дома.
Заменили канализацию, а все мало
Мы обратились за комментариями в ЖЭУ. Нас очень внимательно выслушали, но обнадеживать не стали.
— В ближайшие два-три года другой вид ремонта провести не можем. Только два года назад меняли трубы канализации. По поводу центрального отопления — всегда выезжаем на вызовы и устраняем аварии, — рассказала ведущий инженер в УЖХ Демского района.
— Но разве не проще в качестве превентивных мер заменить все трубы, раз уж у жильцов есть на это деньги?
— Мы проверим, так ли там все плохо, — пообещали в ЖЭУ.
Пользуясь случаем, в конторе пожаловались и на жильцов: мол, отказались сдать дополнительные деньги на то, чтобы отремонтировали двор по городской программе благоустройства. От пенсионеров требовалось профинансировать 5% стоимости ремонта, остальные средства выделили бы из городского бюджета.
На что жильцы парировали:
— Почему мы должны еще за что-то платить, если на счете есть деньги на ремонт?
Жаловались во все инстанции
Старшая по подъезду Любовь Гелич уже исписала стопку бумаги с запросами в различные инстанции. Копии запросов, а также ответы на них, она аккуратно собирает. Кипа бумаг уже накопилась приличная, вот только толку никакого. Вот справка из Единого расчетно-кассового центра, которая подтверждает — на счете, действительно, около миллиона рублей. Обратилась и в Инспекцию стройнадзора, где ей посоветовали перенести деньги на счет регионального оператора капремонта: фонд «Региональный оператор» сможет досрочно отремонтировать пятиэтажку.
В мае 2014 года жильцы провели общее собрание, составили протокол с подписями и направили в управляющую компанию — потребовали, чтобы все накопления передали в фонд. Но вся аккуратно собранная папочка с документами в УК потерялась. Жильцы и звонили, и писали, и просили, но за два года так ничего и не произошло.
«Прямое нарушение закона»
— Программа капремонта расписана заранее, но есть возможность сделать ремонт досрочно, если на момент проверки будут выявлены серьезные недостатки. Рекомендую жителям дома прийти на прием, потому что вижу прямое нарушение закона, — пояснили на горячей линии в госкомитете Башкирии по жилстройнадзору.
Юрист Вадим Беляков, специализирующийся на проблемах ЖКХ, пояснил, что вовсе не обязательно действовать через ЖЭУ:
— «Региональному оператору» можно передать деньги и напрямую. Для этого на общем собрании жильцов надо по протоколу решить вопрос о передаче средств и отнести этот протокол прямо в фонд, — посоветовал Вадим Беляков.
Фото: Тимур Шарипкулов