В начале февраля в администрации башкирской столицы прошло оперативное совещание, на котором выступил Саид Сизо, руководитель проектов московской компании «Гипростроймост». Того самого института, который разработал проект реконструкции старого и строительства нового, третьего, моста через Белую в районе Монумента Дружбы.
Проект появился еще в начале 2015 года. Уже тогда городские власти знали о неудовлетворительном состоянии старого бельского моста. Почему для его ремонта ничего не предприняли, а взялись за грандиозный проект строительства нового мостового перехода, остаётся загадкой. Ведь подлатать имеющееся было бы гораздо проще и дешевле, чем строить новое.
Но вместо ремонта был предложен амбициозный проект, предполагающий не только реконструкцию, но и строительство новой трехполосной мостовой переправы. Тогда разработка проекта обошлась городу почти в 160 миллионов рублей. Теперь, чтобы реализовать его, нужно вложить еще более семи миллиардов: 3,59 млрд рублей на реконструкцию старого арочного моста и еще 3,67 млрд — на строительство нового.
Доживет ли до 70-летнего юбилея
Кто будет финансировать грандиозную стройку, никто не знает: в муниципальном бюджете таких денег нет, финансовая ситуация в столице далека от стабильной. Нет их и в республиканской казне: искомые семь миллиардов рублей — это почти половина годового бюджета дорожного фонда республики, из которого финансируются ремонт и строительство дорог по всему региону. Пока что регион готов выделить минимум, который позволит хотя бы залатать дыры на старом мосту и на какое-то время открыть его для движения.
— Давайте решать проблемы поэтапно: сейчас у нас по плану — ремонт моста, — осторожно отвечает первый заместитель главы администрации Уфы Салават Хусаинов на вопрос о наличии «плана Б», если денег на проект у мэрии не найдется. — Мы начнем его в середине февраля.
Оценивать, на сколько лет продлит жизнь старому мосту ремонт, Салават Хусаинов не торопится. Ранее в пресс-службе мэрии сообщали, что у города будет 2,5 года на то, чтобы построить вставку и, пустив по ней движение, окончательно закрыть мост на реконструкцию.
— Возможно, он простоит еще лет 15, а может не потянуть и двух, за его состоянием нужно наблюдать постоянно, — комментирует генеральный директор нормативно-испытательного центра «Мосты» Алексей Сергеев.
Именно эта организация совместно с «Институтом Гипростроймост» проводила экспертизу конструкции в конце 2017 года.
— Во многом срок эксплуатации зависит от того, насколько качественно будут выполнены работы. Кроме того, нельзя забывать, что в любой момент могут появиться новые дефекты. Мост «плохой» не потому, что старый: проблемы здесь связаны не столько с металлом, сколько с самой бетонной плитой — в середине 50-х годов были совсем другие нормативы, — отмечает Алексей Сергеев.
Альтернативы есть
С тем, что старый мост нуждается в серьезном ремонте, никто не спорит. А вот целесообразность строительства новой вставки вызывает сомнения.
— К этой проблеме можно подойти с двух концов, — говорит Владимир Барабаш, директор Фонда развития городских проектов, который уже несколько лет занимается исследованием транспортных потоков в Уфе. — С одной стороны, на этот выезд действительно приходится 50% въездных и выездных транспортных потоков. Вложив сюда деньги, город выиграет — решится проблема пробок. Но, с другой стороны, третий мост в этом направлении — не самая рациональная идея.
По словам Владимира Барабаша, анализ, проведенный Фондом, показал: мост через Уфимку у Каменной переправы заполнен лишь на 30%. Если город достроит двухуровневую развязку на пересечении улиц Пугачева и Кувыкина, потоку автомобилей из Зеленой Рощи будет удобнее выезжать из города именно через Пугачевский мост. Проект планировки и межевания микрорайона Кузнецовский Затон, на котором обозначена эта развязка, был утвержден Горсоветом еще в начале прошлого года. Этот же проект предполагает строительство моста через Белую с выходом на трассу Уфа — Аэропорт в районе торгового центра «Мега» — местом, куда направляется большинство автомобилей, выезжающих через Монумент Дружбы. По оценкам уфимской Главархитектуры, этот мост обеспечит перераспределение транспортных потоков, приняв на себя около четверти машин, въезжающих в Уфу через южное направление. Еще 25% тех, кто следует из Демы, мог бы взять на себя мост через Белую, который планировали построить западнее железнодорожного моста в створе улицы Нехаева в микрорайоне Нижегородка. Согласно генеральному плану Уфы, он обеспечит жителям Демского района прямую связь с центром города.
Поездом — быстрее
Нынешние проблемы с транспортными потоками заставили вспомнить и о менее очевидных ее решениях. Например, вновь попытаться пересадить уфимцев на городскую электричку «Уфа — Дема». В частности, на итоговой коллегии Госкомитета РБ по транспорту и дорожному хозяйству и.о. начальника отдела транспорта администрации Уфы Азамат Хатмуллин анонсировал «ряд мероприятий по переключению пассажиропотока в Демском направлении на эту электричку».
Пока же горожанам и гостям башкирской столицы, как минимум до осени, придется довольствоваться невеселыми альтернативами: объезжать заторы по Пугачевскому и Затонскому мостам или томиться в пробках.
Справка
Ажурный мост через реку Белая построили по проекту Уланова в 1956 году. В конце 1990-х по нему запретили движение грузового транспорта и больших автобусов, но предшествующими нагрузками конструкция уже была ослаблена. Тогда же мостовой переход планировали реконструировать — ликвидировать арку и заменить железобетонные элементы на более легкие и прочные металлические. Это могло отсрочить наступление аварийного состояния, но денег на реализацию проекта не нашлось.
Фото: Тимур Шарипкулов