Арбитражный суд Башкирии рассматривает дело о банкротстве фермера Руслана Муратова. Мужчина за два года задолжал 130 миллионов рублей и теперь вынужден продать всё имущество, чтобы как-то усмирить кредиторов. Как бизнесмен попал в долговую яму, выяснял корреспондент Ufa1.
Ежемесячный доход — пенсия
Дело о банкротстве индивидуального предпринимателя Руслана Муратова (имя изменено. — Прим. ред.) поступило в суд в мае 2017 года. С мужчины требовали 2 964 300 рублей долга. Правда, это была лишь первая «ласточка» в длительной череде судебных разбирательств. 15 августа к трехмиллионному требованию присоединился «Россельхозбанк». Он потребовал взыскать с мужчины еще 126 миллионов рублей. Через пару дней подал заявление и Сбербанк: Муратов задолжал ему 3 миллиона 371 тысяч рублей. Самым последним в реестр кредиторов вступил «Банк Уралсиб» с требованием в 282 тысяч.
Мужчине ничего не оставалось, как признать себя банкротом. Правда, судья решил, что он может выплатить весь долг... если будет отдавать всю свою пенсию — чуть больше 18 тысяч рублей. Но на что тогда жить? Ведь на попечении у пенсионера двое детей, одному из которых едва исполнилось десять лет.
Былая слава
Еще пять лет назад дела у Руслана уверенно шли в гору. Его колхозно-фермерское хозяйство в Давлекановском районе было одним из самых крупных. Мужчина выращивал овощи, разводил лошадей. К тому времени на фермерском рынке он был уже десять лет, а до этого почти четверть века был военным. История с кредитами началась в августе 2013 года. Мужчина взял у «Россельхозбанка» в долг 35 миллионов рублей для компании «Игенсе», в которой был учредителем. К лету 2017 года он остался должен по нему 17 миллионов 500 тысяч и почти шесть миллионов процентов. После этого кредита появились еще несколько. Они выдавались компании «Марс», учредителем которой также являлся Руслан. Еще часть долга — поручительства Руслана перед другими компаниями, например, перед местным кирпичным заводом.
В 2016 году «Россельхозбанк» заключил мировой договор о погашении долга в 109 миллионов рублей до 21 сентября 2019 года. Однако выплачивать долг Муратов уже не мог.
Всё имущество — на продажу
Десяток КАМАЗов, тракторов, сеялок, нежилые строения и права на аренду земель — всё то, что мужчина приобрел за несколько успешных лет торговли, по правилам процедуры банкротства, выставили на торги. До 17 января 2018 года финансовый управляющий Муратова должен продать все заложенное имущество по максимальной цене, чтобы хоть частично погасить долги предпринимателя.
— Сейчас идет оценка имущества и недвижимости, затем это всё пустят с молотка. Фермерское хозяйство Руслана закрылось. Как так получилось? Он был поручителем по кредитам нескольких компаний, например, «Давлекановского кирпичного завода», — пояснила финансовый управляющий Руслана Динара Коновалова.
Через суд Руслан добился, чтобы от пенсии оставили хотя бы 11 тысяч рублей. Этих денег, считает суд, достаточно на жизнь двух детей и самого должника. Бывший фермер идет на контакт неохотно — мужчина с головой ушел в судебные разбирательства.
— Банкротство — не совсем приятная вещь. Каждый, пока не сделает свои ошибки, ничему не научится. Только мудрые чужих ошибок избегают. Я пока не готов сказать больше, потому что банкротство непростое, с подводными камнями, — пояснил Ufa1 Руслан.
Как избежать такой ситуации: совет юриста
Первое, что советует уфимцам юрист, — не заключать кабальных договоров и не брать в кредит те суммы, которые сложно будет покрыть, если финансовая удача от вас отвернется. Человек, попадающий в такую ситуацию, не может сам себя объявить банкротом. Иск в суд должен подать кредитор. После этого назначат финансового управляющего, которому предстоит решить, сможет ли должник «рассрочить» свои долги и выплатить их чуть позже. Если задолженность слишком большая, суд принимает решение о распродаже имущества. У должника могут остаться лишь жилье, в котором он проживает, его одежда и личные вещи.
— Даже если имущество, которое было указано в качестве залога, будет продано, но не покроет всей суммы долга, должник все равно освободится от всех обязательств и будет признан банкротом, — пояснил частнопрактикующий юрист Максим Зубарев. — Взять другой кредит он сможет только через пять лет, но обязательно должен будет указать, что признавался банкротом. Кроме того, в течение трех лет он не сможет стать руководителем юридического лица.
Фото: Тимур Шарипкулов