9 октября во всем мире отмечают День почты. Пожалуй, каждый хоть однажды пользовался услугами пересылки. Раньше мы писали письма, отправляли бандероли. Сейчас ждем посылки с интернет-сайтов и магазинов «на диване». Журналисты UFA1.RU решили посмотреть, как работает уфимская почта сегодня.
Мы отправились в Магистральный сортировочный центр на улице Вокзальной. Это – сердце республиканской почты. Сюда приходят письма и посылки со всего мира и отправляются адресатам по республике. Каждое четное число месяца к сортировочному пункту прибывает почтовый вагон Уфа–Москва–Уфа. В его недрах – два отделения: международная почта и газеты. Поэтому и разгружают его с двух сторон – чтобы письма и газеты не перепутались. Разгружать вагон приходится по-старинке: сотрудники выстраиваются в шеренгу, из рук в руки передают коробки и пакеты, которые складируют в огромной металлической тележке. По перрону груженую тележку подтягивают вручную, а затем крепят к трактору.
– Везу телеги на сортировку на тракторе, потому что больше к поезду ни на чем не проехать, дорога очень плохая, – вздыхает тракторист.
Дорога, действительно, оставляет желать лучшего: сплошные ухабы и заполненные грязью лужи. Но подогнать вагон ближе к сортировке нельзя: поезд прибывает поздно вечером, вагон отцепляют и загоняют в тупик, где он дожидается утренней смены и разгрузки.
Московский поезд везет посылки и почту из Москвы, куда приходит корреспонденция со всей России и мира. Кроме того, по субботам в Уфу прибывает поезд из Владивостока.
Разгрузка в среднем длится 2-3 часа. В среднем в одном вагоне приходит 1,5 тысяч единиц корреспонденции. Чтобы пакеты и коробки не выпали, телегу оборачивают лентой. Наконец все готово – можно отправляться на сортировку.
В здании сортировки – четыре производственных этажа. На первом – цех обмена с автомаршрутами. Сюда приезжают фургоны с письмами из районов республики, их принимают и перенаправляют в нужные города России и мира. Коробки и мешки сгружают на ленту транспортера и сортируют по местам назначения и видам посылки.
На втором этаже – предварительная сортировка. Мешки с посылками и письмами вскрывают и распределяют в сортировочные шкафы в зависимости от того, откуда посылки прибыли. Всю корреспонденцию пересчитывают, сканируют и вносят в электронную базу. После список сверяют с накладной.
На третий этаж пункта поступает посылочная почта. Здесь сотрудники перебирают коробки и пакеты, присланные со всего мира. Больше всего посылок из Китая.
– По сравнению с прошлыми годами количество посылок из Китая постоянно растет. Например, в 2015 году из интернет-магазинов было доставлено 1,5 миллиона отправлений, а в 2016 году уже 3 миллиона, – рассказывает замначальника Магистрального сортировочного пункта Зухра Бахетгариева.
Четвертый этаж отведен под письма и мелкие пакеты. Здесь корреспонденцию сортируют и распределяют по ячейкам, принадлежащим каждому почтовому отделению республики. Кроме того, здесь же сотрудники проводят колоссальную работу – маркируют огромное число налоговых писем.
– В Башкирии печатают налоговые письма на семь регионов Поволжского федерального округа. За 2016 год промаркировали, отсортировали и отправили 10 миллионов таких писем. Из них всего 1,5 миллиона для жителей Башкирии, – говорит Зухра Бахетгариева.
Помогают в нелегком деле специальные современные франкировальные машины. Они делаю оттиск на почтовых налоговых конвертах, чтобы не клеить на каждый марку.
Работа на почте сложная, объемная и, увы, низкооплачиваемая.
– У нас большая текучка. Средняя зарплата – 14-15 тысяч рублей. Работают сотрудники сутки через трое, но желающие подзаработать всегда могут выйти дополнительно или в выходной день. Переработки оплачиваются, – рассказывает Зухра Бахетгариева.
Кроме того, сортировочный центр нуждается в ремонте, на который никак не найдут деньги. Зато в последние годы удалось на четверть обновить автопарк. Только в 2017 году в службу поступило 54 новеньких фургона марки Ford. По словам сотрудников, все же автотранспорт – самое главное. Без машин почта встанет.
Анжелика Бурасова
Фото: Тимур Шарипкулов