Земля на улице Пархоменко все еще мокрая, несмотря на то, что последний дождь прошел тут три дня назад. Напомним, 4 сентября на город обрушился аномальный ливень, который за три часа превратил башкирскую столицу в самую настоящую Венецию.
Дому №6 на двух хозяев, что стоит на дне оврага, особенно не повезло – затопило по крышу. Однако местные жители винят в своей беде не аномально сильный дождь и не ландшафт, а администрацию района: вовремя не прочистила ливневые трубы рядом с домом.
В проблеме разбирался корреспондент Ufa1.
Вещи превратились в мусор
Во время ливня под воду ушли два дома: №37 на улице Добролюбова и №6 на Пархоменко. Постройки находятся на расстоянии 50 метров друг от друга и разделены небольшим оврагом. На дне оврага лежит труба, она должна отводить ливневые воды.
Сейчас здесь работают подрядчики: сначала откачивали воду, вывозили мусор, теперь отсыпают дороги песком. Правда, боятся местные жители, первым же ливнем его и смоет смоет.
Пожилую хозяйку дома на Добролюбова эвакуировали в городской Чрезвычайный фонд. Две семьи с Пархоменко решили свои дома восстановить: сейчас вода уже спала, земля просохла, пострадавшие разгребают мусор и оценивают ущерб: вся домашняя утварь превратилась в хлам.
– Я была на работе, когда позвонили соседи: мол, бегом беги домой – твой дом смывает. В чем стою перед вами, то и осталось. Остальное пришлось выкинуть. Две ночи мы не спали – были в шоке, – рассказывает пострадавшая Мария Баженова.
Женщина на время перебралась к родственникам, которые живут на той же улице: в ее доме остались голые стены.
Собака три дня не слезает с будки
У наших ног трется полосатый кот. Это Гоша. Он чудом выжил во время наводнения: когда до затопленного дома доплыли хозяева, кот висел на плавающем под потолком диване.
Барбос соседа, Тимура Мулюкова, сидел на цепи у будки. Когда вода стала наступать, пес забрался на крышу. Когда потоп залил дом до окон, пес остался крутиться в водовороте – его тянула ко дну цепь.
– Это чудо, что не утонул: барахтался, цепь соскользнула, и пес зацепился за забор, до сих пор там клок его шерсти висит. Третий день ничего не ест, с будки не слезает – видимо, боится, что опять будет топить. А вот кролики утонули. Все еще там лежат, – хозяин машет в сторону, где раньше была баня, а теперь осталась груда досок.
Родовой дом под снос
Часть дома уже успели расчистить, но в детской все еще жуткий беспорядок: стены до потолка заляпаны грязью, кроватка перевернута, кругом валяются раскисшие книги, альбомы с фотографиями, документы. И все это – под толстым слоем жижи.
– Пропало все: холодильник, стиральная машина, компьютеры, планшеты, телевизор. 30 альбомов с семейными фотографиями... Наша семья живет здесь уже 80 лет, ни разу такого потопа не было, – Тимур вздыхает, перебирая испорченные семейные реликвии.
«Сестре о трагедии не сказал, чтобы не портить отдых»
На стене – свежая трещина, на потолке лохмотьями висит штукатурка, в стеклопакетах – вода. Пока Тимур с другом Станиславом разбирают завалы, жена и две дочери Тимура – шести и девяти лет – ютятся у друзей.
– Когда младшая спросила, почему мы не дома ночуем, ответили: «Сильный дождик прошел». Она еще не понимает, как это – все потерять. Тут сестра моя с трехлетним ребенком живут, они сейчас отдыхать уехали, вернутся 15-го. Я им не стал говорить, что все пропало – не хотел портить им отдых, – поясняет Тимур.
Кого винить: ливневку или ливень
И Мария, и Тимур уверены – причина трагедии не в ливне и не в том, что дом находится на дне оврага. Две трубы возле дома, что отводят ливневые стоки, забиты под завязку ветками, бумагой, тряпьем – всем тем, что смывает с вершины оврага дождевая вода. По словам жильцов, водоотводы не прочищали очень давно.
– Летом был сильный дождь – вода дошла до порога. Мы испугались и обратились в администрацию с просьбой прочистить трубы. Там же все в мусоре, вода практически не проходит. Полтора месяца назад приехали работники, убрали с внешней стороны мусор, а в трубу не полезли. Зато выдали бумаги, что все работы провели. Вот итог, – пояснила Мария.
Ливневка – в порядке
О жалобе жильцов в администрации знали: нас тут же переключили на компетентного сотрудника, которая пояснила, что жители говорят неправду.
– Во-первых, в Уфе прошел аномальный ливень. За несколько часов выпало 122 миллиметра осадков, это 2,2 месячной нормы. Ни одна ливневка бы не справилась. Во-вторых, дома находятся в низине – в опасном положении. А трубы чистят ежедневно работники МУП «СУРСИС», – рассказала корреспонденту Ufa1 начальник отдела пресс-службы уфимской мэрии Рената Салахова.
13 квадратов на двоих
Обеим семьям из утонувшего дома на Пархоменко предложили комнаты в Чрезвычайном фонде Уфы. Однако Тимур и Мария не готовы променять родные стены на общежитие. Даже несмотря на то, жизнь придется начинать заново.
А вот пенсионерка из дома на Добролюбова услугами Чрезвычайного фонда все же воспользовалась. Как и еще две семьи, которые прибыли сюда с улицы Новокустарной – их дом утонул, когда ливень затопил проспект Салавата Юлаева, и Пароходской.
– Пребывание в Чрезвычайном фонде в первые три месяца оплачивает администрация района. Три следующих месяца нужно будет платить по две тысячи ежемесячно. Через полгода договор пересматривается. Если условий для жизни не появится, его продлят еще на два года, – пояснил главный инженер Чрезвычайного фонда Сергей Волошенков.
Каждый нуждающийся получает от фонда комнату в 13 квадратов, рассчитанную на двух человек, шкаф, гардероб, стол, стул и личную тумбочку. В комнате есть раковина, санузел один на пять-шесть комнат. В фонде принимают в любое время суток. Там всегда находится дежурный, который поможет нуждающимся заполнить бумаги.
Никаких компенсаций подтопленцам пока не обещают: размер ущерба все еще не подсчитали.
Фото: Холостых Татьяна