Ранним утром в четверг, 3 августа, на деревообрабатывающем комбинате «Кроношпан» в башкирской столице произошел смертельный случай: рабочего задавило трактором, который привез древесину. По версии завода, бедняга разнорабочий не соблюдал правила безопасности. Однако у родных погибшего есть другие сведения.
– Боимся, что дело замнут, а отца признают виноватым, – всерьез обеспокоены дети погибшего трудяги.
Он сам попался
Поутру в четверг Сергей Стрельников, как обычно, отправился на смену к 9 утра. Чмокнул жену в щеку, вечером обещал сходить в магазин за картошкой и отбыл.
– В обед к маме приехали представители комбината и прямо с порога стали давить, дескать, ваш муж нарушил технику безопасности, потому его трактор и переехал, – говорит дочь погибшего Ольга. – Мама даже сначала не поверила, что папа умер, расспрашивала, как все было, почему. Нам сказали, что он не должен был находиться на том участке, где случилось ЧП, его вообще отправляли чистить рельсы совсем в другое место. И все на этом.
Известие о кончине родных Сергея подкосило, но еще больше выбила из колеи организация похорон.
– Мы только что из отпуска вернулись, а тут такое несчастье, – сокрушается Ольга. – Я просто в ужасе была: как хоронить без копейки денег?
Представители завода хоть и осторожничали с комментариями, но с церемониями, по словам женщины, обещали помочь: дескать, не волнуйтесь, мы все траты возьмем на себя, собирайте чеки.
«Откажитесь от участия»
На следующий день, в пятницу, Стрельниковым передали от завода 35 тысяч рублей. Но отметили, мол, мы вам выделили 39 тысяч, но 4 уже потратили – оплатили доставку тела до морга.
– Я удивился: церемония похорон нам обошлась в 110 тысяч – никаких излишеств, более чем скромно, все чеки есть, – говорит родственник Ольги Сергей. – А мне ответили, мол, денег больше нет, хватит вам и этого. Нам чужого не надо, но мы же никого за язык не тянули!
Но самое интересное было дальше: Стрельниковым предложили... отказаться от участия в комиссии по расследованию ЧП.
– Дескать, все равно папа сам виноват, так зачем же время терять, – ужасается Ольга. – Мало того, не извинились даже, так еще и папу хотят сделать виноватым! А ведь он всю жизнь на заводах электриком работал, технику безопасности знал на отлично! И вообще, сказали, если дело будет в нашу пользу, то даже акта расследования составлять не будут.
«Трудовая осталась дома»
Сергей Стрельников в свои 59 был крепким мужчиной – боевая закалка, всю жизнь на заводах. Разнорабочим на «Кроношпан» устроился всего три месяца назад – мечтал дотянуть до пенсии и уйти на покой. На заводе как чувствовали настрой Стрельникова: трудовую книжку у мужчины не взяли, обошлись составлением договора трудового найма.
– Что за работа такая, если трудовая книжка дома лежит, – ломали голову родные Сергея.
По сути, ощутимой разницы для работника нет – что так зарплату платят, что эдак. Но нюанс в том, что по договорам найма предприятие не делает отчислений в фонд страхования от несчастных случаев. Иными словами, ни о какой компенсации пострадавшему от ЧП на производстве не может быть и речи.
Был в яркой жилетке
Смутила родных погибшего и яркая светоотражающая жилетка, которую рабочие надевают, чтобы их было лучше видно на площадке. Спецовку передали родным вместе с личными вещами покойного. По всему выходило, что технику безопасности Сергей как раз-таки и соблюдал, раз в жилетке был.
Свет на загадку пролил сослуживец погибшего.
– Он рассказал, что в тот день вдвоем с папой должны были разгружать трактор, который привез древесину. Трактор остановился, папа подошел сзади, махнул водителю, дескать, я иду, и потянулся откреплять бревна. И в этот момент трактор дернулся вперед, а потом сдал назад. И папу трактор не переехал, а сильно ударил краем бревен, – говорит Ольга. – Мы очень боимся, что папу сделают крайним. Год назад на заводе был похожий случай – парня в траншее засыпало землей. Инвалидом остался. А папа вот погиб...
«Так и напишите: от комментария отказались»
Дозвониться до представителя «Кроношпана» не составило труда – трубку взяли после третьего гудка. А вот дальше пошли препоны.
– Я очень занята, – строго ответила в трубку Розалия Нургалиева, обозначенная родными Сергея как директор завода. – Да, я поняла, что вы звоните по поводу ЧП. И тем не менее я могу с вами поговорить только через два часа.
– Так давайте сразу напишем – на заводе от комментариев отказались, – предлагаю компромисс.
– Нет, отчего же. Я не отказываюсь. Наберите меня через полчаса, – предложила руководительница и дала отбой.
А в назначенное время ждал сюрприз и корреспондента Ufa1.
– Напишите, что от комментариев отказалась, хорошо? – ответила Розалия и отключилась. Занавес.
Сейчас к расследованию трагедии комбинате подключилась трудовая инспекция, проводят предварительностью проверку и правоохранительные органы.
Ufa1 следит за развитием событий.
Фото: Ольга Стрельникова