Месяц назад 30-летняя Марина Антонова (здесь и далее фамилии изменены. – Прим. ред.) потеряла 58-летнего отца. По словам уфимки, врачи уфимской поликлиники поставили неверный диагноз, не оказали медицинской помощи, тем самым довели ее папу до гробовой доски. Какие врачебные ошибки могли повлечь за собой смерть пациента и действительно ли медики не уделили мужчине должного внимания, разбирался корреспондент Ufa1.
«От болей отец не спал ночами и почти не ел»
Здоровый мужчина, привыкший к тяжелой физической работе, и представить не мог, что за полгода он просто «сгорит». Все началось еще в октябре 2016, когда Александр Николаев с супругой проходили возрастную медицинскую диспансеризацию.
– Мои родители прошли медкомиссию в поликлинике №43, обошли всех специалистов, сдали анализы, сделали ультразвуковое исследование, ЭКГ и так далее. Специалист по УЗИ сказал, что у папы хронический панкреатит, но заострять на этом внимание отцу не стоит, так как такой диагноз сейчас у каждого второго пациента, – вспоминает дочь Александра.
По словам девушки, в заключении медики указали, что в целом состояние здоровья пациента на должном уровне. Но через пару месяцев Александр начал жаловаться на дискомфорт в боку, которого раньше никогда не было. Тогда мужчина решил пойти на прием к терапевту.
– Не обратив внимание на жалобы, она сказала, что у папы высокое давление. Выписала таблетки и отпустила домой. Через неделю дискомфорт перешел в боль, папа снова пошел к врачу, на сей раз врач обнаружила у отца грыжу и рекомендовала от боли греть живот сухим теплом и принимать горячие ванны. Но от лечения боли усилились, снова поход к врачу… теперь уже к хирургу, которая заметила у отца спайки кишечника. Для рассасывания нужно делать прогревание в физкабинете с препаратом лидаза, – говорит Марина.
Как рассказала дочь Александра, от боли у ее отца пропал аппетит, за четыре месяца он похудел на 10 килограммов.
– Третий терапевт назначил обследование и попросил сдать кровь. По результатам гемоглобин упал со 156 (октябрь) до 102 (февраль). Последний специалист диагностировала у папы обострение панкреатита и выписала все возможные лекарства, не взглянув на результаты анализов. Надо отметить, что за все походы к этим специалистам никто из них не назначил обследование. Диагнозы ставили на глаз, и никто из них не открыл отцу больничный, он с адскими болями ходил на работу, а в обеденных перерывах ложился на кушетку отдохнуть, потому что чувствовал себя очень плохо, – рассказала девушка.
Платные врачи
Понимая всю серьезность ситуации, родственники уговорили Александра пройти УЗИ у платного специалиста, где и были обнаружены метастазы в печени.
– Узист рекомендовал обратиться к платному онкологу. Надо сказать, что в случае с последним нам очень повезло, благодаря ему мы срочно прошли все обследования в онкодиспансере на Шафиева, причем совершенно бесплатно. И уже там нам поставили диагноз «онкология поджелудочной железы 4-й степени с многочисленными метастазами в печень, почки, легкие и лимфоузлы». Жизнь для нас разделилась на до и после 24 марта. Профессор-онколог сказал, что папе осталось недолго, но что настолько недолго, мы не ожидали. На 4-й стадии рака лечение уже бессмысленно. Онкологи объяснили нам, что уже в октябрьских результатах были нехорошие показатели в анализах крови, которые лаборанты специально обвели красным маркером. И если бы мы пришли осенью, то можно было бы папе помочь, – со слезами на глазах говорит Марина.
Днем 19 апреля девушка позвонила отцу и даже представить не могла, что это будет ее последний разговор с дорогим для нее человеком.
– Говорила с папой, он был в хорошем настроении, очень бодрый, пообещал мне, что победит болезнь и все будет хорошо. Тогда я не догадывалась, что слышу родной голос в последний раз… А утром 20 апреля позвонила мама и сообщила, что папы не стало. Что было у меня на душе в тот момент – невозможно описать словами. Сложно было объяснить его маленьким внучатам, почему дед больше не приходит с ними играть. Жизнерадостный, энергичный, всегда в движении, дача, рыбалка, игры с любимыми внуками, ремонт любимой машины. Папа до последнего верил, что в больнице ему помогут, строил планы, готовился к летнему дачному сезону, купил детский бассейн для внуков. Его болезнь и скоропостижная смерть стала шоком для нашей семьи и всего нашего окружения. Мама постоянно плачет и винит себя, что не заставила папу пойти к другим врачам, – рассказала Марина.
Девушка отметила еще и тот факт, что после платного УЗИ врачи 43-й поликлиники поставили в очередь для прохождения компьютерной томографии.
– Они назначили обследование аж на 10 апреля (нужно было ждать 18 дней). На этот раз мы от их услуг отказались и около трех недель мы ездили в онкоцентр на обезболивающую терапию. Атмосфера там очень тяжелая: очереди из обреченных людей, ждущих помощи в «противоболевом кабинете», стенды с библиями. Я не думала, что в нашем городе столько людей больных раком, в больнице даже стоять негде, – рассказала Марина.
Компетентно
Заместитель главного врача по медицинской работе 43-й поликлиники Булат Гарифуллин рассказал Ufa1, как обстоит ситуация с точки зрения поликлиники.
– На данный момент девушка использовала свое законное право на проведение экспертизы. Она подала запрос на рассмотрение дела в Министерство здравоохранения Башкирии. Дальше будем решать после результатов проверки, что и кто сделал неверно и было ли нарушение. Со своей стороны хочется отметить, что наши врачи делали все возможное для спасения жизни отца девушки. Диагноз сам по себе убивает человека моментально, метастазы распространяются за 3–4 месяца, и, к сожалению, летальный исход всегда является скоропостижным, – сообщил Булат Гарифуллин.
Корреспондент Ufa1 пообщался со специалистом онкологического центра Наилей Зайнуллиной и выяснилось, что действительно залог выздоровления – в правильной диагностике.
– Все зависит от частного случая, чаще всего при анализе запущенности злокачественных опухолей выявлены две основные причины. Первая: слишком позднее обращение заболевших к врачу. Пациент из-за малой симптоматики не распознает начальные стадии рака или попросту игнорирует сигналы организма. И вторая – халатное отношение врачей при осмотре больного: неправильное назначенное физлечение или противопоказанные процедуры. В нашем случае при болезни пациента нельзя было делать прогревания, это способствовало прогрессивному росту болезни, – пояснила Наиля Зайнуллина.
Отметим, что, согласно данным Министерства здравоохранения РФ, 500 000 россиян каждый год заболевают раком.
При этом каждый пятый из заболевших умирает в первый же год после постановки диагноза. Об этом сообщил директор Российского онкологического научного центра им. Блохина Минздрава Михаил Давыдов.
Одна из основных причин такой большой смертности – поздняя диагностика: у половины заболевших онкологию выявляют уже на третьей или четвертой стадии.
Фото: Фото Марины Антоновой