Корреспондент Ufa1.ru пообщался с сотрудником крупного коллекторского агентства в Уфе. Молодой человек на условиях анонимности рассказал, как он пришел в эту профессию и каким образом они вынуждают неплательщиков рассчитываться с долгами.
– Первый вопрос, действительно ли вы или ваши коллеги могут избить человека, залить личинку замка клеем, исписать подъезд за долги? Или все же нет?
– Давайте сразу расставим все точки. Я сотрудник крупной и серьезной организации. Если я приду и побью должника, отказывающегося платить, то во-первых – это уголовная статья, а во вторых – это большой скандал и позорное увольнение.
– Тогда расскажите подробнее, как устроена ваша работа?
– В каждой организации свои инструкции, но есть общий план работы, который похож у всех. У нас есть три таблицы, где все должники распределены по специальным группам на легкие, сложные и самые сложные. В первую группу входят те люди, которые идут на контакт с коллектором, разговаривают, обещают выплатить долг, даже иногда платят какие-то суммы. Вторая группа – это те, кто уже устал от постоянных звонков и чаще всего ругается, кидает трубку, угрожает, но все равно более менее понимает, что платить по долгам нужно. И третья группа – это самые тяжелые. Люди, которые сознательно брали деньги, чтобы потом не отдавать. Они прячутся, меняют номера телефонов, от них вряд ли получится добиться возврата денег.
Основная часть работы сосредоточена в офисе. Очень редко приходится куда-то выезжать, Я звоню должникам, напоминаю о выплате долга, интересуюсь, когда человек сможет произвести оплату, есть ли у него деньги. Часто используются специальные психологические приемы, о которых я не буду говорить. Если человек начинает грубить и кричать, можно поставить его номер телефона в базу данных робота, который практически беспрерывно будет звонить на указанный номер и воспроизводить текст заранее записанного сообщения.
– Какие ресурсы вы используете в работе с должниками?
– Мы используем все доступные ресурсы. Помимо телефонных звонков есть социальные сети. Часто бывает так, что должник в телефонном разговоре говорит, что денег нет, а сам выставляет в сети фотографии с дорогостоящего отдыха или фото нового дорогого гаджета. Вообще люди странные. Многие ведь сознательно берут кредиты, зная, что не будут отдавать. Сознательно идут на нарушение закона.
– Ну а если вообще не получается договориться, как вы поступаете?
– Если не получается убедить должника вернуть деньги, мы подаем на него в суд. Суд выносит решение. В таком случае или судебные приставы занимаются продажей имущества должника, или сумма вычитается из его доходов. Никто не ходит к должнику с битой, не поджигает дома, не избивает людей. Все делается в рамках закона.
– Ну а как же те случаи криминального характера, связанные с работой коллекторов и о которых известно всем?
– Послушайте. Ведь в каждой профессии есть те, кто не хочет работать, как полагается, и всегда пытается сделать, как легче, проще и удобнее. Те «коллекторы», которые, нарушая закон, угрожают людям, устраивают различные подлости, явно не работают в крупных конторах, и скорее всего их туда никогда не возьмут. Эти люди чаще всего представляют мелкие конторы, которые занимают деньги небольшими суммами без каких-либо гарантий. У них в должниках преимущественно люди не богатые с низким социальным статусом. Вот эти псевдоколлекторы и делают глупости. Запугать ведь человека проще, чем получить от него долг по закону.
– Ну хорошо, а как попадают в вашу профессию?
– Для нас важно иметь юридическое либо экономическое образование. Я лично окончил Уфимский юридический институт МВД РФ, но работать в органы не пошел. Работал юристом, в коллекторы пришел по приглашению знакомого. Работа здесь хоть и нервная, но хорошо оплачиваемая. Но у нас есть люди абсолютно разных профессий, есть даже учитель начальных классов.
– А какая зарплата у вас, если не секрет?
– Точной суммы не скажу, но больше ста тысяч рублей в месяц – это точно.
– Последний вопрос, что вы чувствуете, когда заставляете людей отдавать деньги, понимая, что у них и так ничего не остается?
– Это просто моя работа, как и сотни работ по всему миру. Я не заставляю людей отдавать деньги. Я всего лишь убеждаю их вернуть долг.
Фото: Фото Екатерины Пустынниковой, с сайта Shutterstock.com, Ovchinnikova Irina / Shutterstock.com