Город Как снизить суициды среди подростков Башкирии?

Как снизить суициды среди подростков Башкирии?

К сожалению, тема суицидов, особенно среди подростков, очень актуальна для Башкирии. Как уберечь своего ребенка от непоправимого шага? Когда вовремя можно заметить проблему и помочь ему? Сайт Ufa1.ru уже публиковал информацию на эту тему, сегодня мы снова возвращаемся к рекомендациям для родителей.

Заместитель председателя правления Союза психологов и психотерапевтов Уфы, врач-психиатр, семейный психотерапевт, педагог-психолог высшей категории Олег Логинов говорит, что ребенок может решиться на самоубийство, если он социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным. Еще один фактор – ребенок живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье – в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм – личная или семейная проблема); ощущает себя жертвой насилия – физического сексуального или эмоционального.

Если ранее ребенок предпринимал попытки суицида, то нужно быть настороже. Также среди признаков – имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи; перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей). Еще один признак – подросток слишком критично настроен по отношению к себе.

Если вы обнаружили у ребенка признаки суицидального поведения, то немедленно сделайте это:
Поговорите с ребенком о вашей обеспокоенности откровенно.
Вы можете получить консультацию и рекомендации психолога школы.
Обратитесь на консультацию детского психиатра по месту жительства (где находится ваш психиатр и как записаться на прием, вы можете узнать по тел. 2-32-16-77).
Обратитесь на консультацию психотерапевта в Республиканский психотерапевтический центр (не относится к психиатрической службе) ул. Менделеева, 136/5А (остановка транспорта УКБДМК – Уфимский колледж библиотечного дела и массовых коммуникаций, микрорайон – Зеленая роща), тел. 2-41-85-57.

Большую часть времени подростки проводят в образовательных учреждениях, в школах. Как может помочь школа в проблеме профилактики суицидов? По факту, в школе есть психологи, социальные педагоги. Наверное, хороший учитель может расположить к себе детей, чтобы они смогли довериться ему, рассказать о проблеме.

«Ассоциация психологов создана была еще в 1996 году. Сейчас включает в себя и психотерапевтов, стала Союзом психологов и психотерапевтов, которые работают в поддержку психологических служб от школ до тюрем. Я часто слышу вопрос "Нужны ли психологи в школах?" Это наивные вопросы, так как все педагоги, включая классных руководителей, загружены работой "выше крыши"», – сообщила председатель правления Союза психологов и психотерапевтов РБ Евгения Крашенинникова.

«Несмотря на широкий спектр проводимых мероприятий по профилактике суицидального поведения, эта проблема продолжает оставаться актуальной, и ситуация по ней в Башкирии расценивается как напряженная», – признается начальник городского Управления образования Елена Хаффазова.

Напомним, Следственный комитет Башкирии проводит проверку по факту самоубийства 12-летнего ребенка в Гафурийском районе. Как сообщает ведомство, мальчик покончил с собой в бане рядом с домом. Известно, что ребенок характеризуется положительно.

В Башкирии в 2015 году было совершено, по данным Росстата, 1250 самоубийств. Республика входит в категорию регионов с высоким показателем суицидов и занимает 18-е место из 85 регионов России. Башкирия занимает первое место по количеству суицидов в ПФО.

Недавно в Уфе прошел специализированный семинар, на котором обсуждался проект «Управление суицидальными рисками в образовательном учреждении», разработанный Союзом психологов и психотерапевтов Уфы при участии Уфимского филиала РГСУ под руководством Рустема Ахмадинурова.

Идея проекта – разработать конкретную концепцию профилактики суицидов среди подростков в образовательных учреждениях. Каждое образовательное учреждение, согласно концепции, будет проанализировано на предмет рисков, будут мониториться семьи. Это позволит иметь конкретные представления о размере проблемы.

Олег Логинов отметил, что риски в той или иной степени всегда присутствуют во всех элементах и сферах деятельности внешней и внутренней среды образовательной организации. Также было отмечено, что реалии вынуждают заменять «размытую» и нецелевую концепцию профилактики целостной, целевой системой управления конкретными рисками. В своем докладе Олег Логинов рассказал специалистам о концепции управления рисками и подробно остановился на конкретной теме управления суицидальными рисками. Проще говоря, Союз психологов и психотерапевтов предлагает ввести стандарт управления суицидальными рисками в общеобразовательные учреждения Уфы уже к новому учебному году. В целом, технология управления рисками в образовательном учреждении позволит: идентифицировать все риски образовательного учреждения; минимизировать и предельно точно конкретизировать превентивные меры (профилактические мероприятия); ставить программу управления рисками конкретного образовательного учреждения.

Олег Логинов рассказал о существующих методах управления рисками: «1) Метод уклонения – увозить из города в пионерлагеря; 2) Сокращение риска – принятие риска на себя, разработка собственных алгоритмов работы, в том числе летний школьный лагерь; 3) Разделение риска – диагностика, направление ребёнка к психологу; 4) Дробление риска – часть ответственности на родителей, психолога школы, соц-психологические центры; 5) Передача рисков – например, охрана школы – ЧОПам; 6) Внесение вектора силы – принуждение родителей к работе с психологами».

Самую яркую окраску приобретают депрессии у подростков. Как говорят психологи, к чувствам грусти, тоски, печали присоединяются идеи собственной никчемности, ущербности, неинтересности для сверстников, болезненности. Утрата воли, энергии проявляются в томительном безделье, мучительном «убивании времени» с помощью компьютера, в несвойственных возрасту играх (солдатики, машинки) и так далее. При этом школьник не может сесть за уроки, ругая себя за лень и отсутствие силы воли. При отсутствии успехов от занятий подросток стремится избежать ситуаций, контролирующих качество обучения: тайком пропускает некоторые уроки, контрольные, а затем и вовсе прекращает посещать школу.

«В этой связи инновационный проект, разработанный специалистами Союза психологов и психотерапевтов, подразумевающий переход от существующей в настоящее время в общеобразовательных учреждениях системы профилактики суицидов среди несовершеннолетних к концепции управления суицидальными рисками в образовательном учреждении, имеет хорошие перспективы в достижении целей снижения суицидов среди несовершеннолетних», – заявил в поддержку деятельности Союза психологов и психотерапевтов член Комитета по образованию, культуре, спорту и молодежной политике Рустем Ахмадинуров.

Поступило и дельное предложение от участницы семинара. Социальный педагог гимназии №122 Эльмира Акрамова предложила организовать трудовые бригады для школьников от 14 лет на базе летнего детского лагеря. «У нас есть положительный опыт организации подобных бригад – так, в прошлом году на базе летнего детского оздоровительного лагеря "Зарница" в г. Благовещенске была организована группа подростков 16 лет из театрального кружка при Дворце детского творчества Благовещенского района, которая была определена в трудовую бригаду. Ребята занимались озеленением, уборкой, помогали в столовой, а в вечернее время участвовали в общелагерных мероприятиях и сами же принимали в них участие. Ребята смогли не только отдохнуть, но и заработать», – рассказала Эльмира Акрамова.

Фото: Фото с сайта Shutterstock.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем