Собранная коллекция на данный момент состоит из 725 машинок, среди которых есть экспонаты за 39 тысяч, а есть и за 200 рублей. Почти все масштабом 1 к 43. У каждой машины своя история, каждая имеет уникальные детали. Часть собрана вручную, а часть – на заводах.
Все началось с того, что в далеком 1999 году жена подарила Наилю Ильясову первую машинку «Москвич 427» на День пожарной охраны. «Я задумался. А сколько их всего? – рассказывает Наиль Нагимович. – Потом купил в Уфе штук 10. Познакомился с директором тогда существовавшего магазина "Машинки". Кстати, он все еще поставляет мне экспонаты».
«Бывает, машинка ломается, пока ее везут по почте. В таких случаях сам ремонтирую, меняю детали», – делится хозяин коллекции.
Ему предлагали выставить машинки в музее. Также были предложения покупки всей коллекции. «Как же я продам ее. Я собирал ее 16 лет», – восклицает коллекционер.
Большинство экспонатов Наиль заказывает через Интернет. Иногда к нему обращаются с предложением сделать какую-либо машинку для него.
«Я хочу собрать все, что есть в мире, – продолжает Наиль Нагимович. – Сейчас у меня представлены машины, которые были на вооружении пожарной охраны в Англии, Италии, Франции, США, СССР и России. Каждый экспонат ценен для меня. В коллекции имеется 8 Руссо-Балтов. Это почти вся линейка выпущенных. Есть прототипы машин, которые еще топились дровами. Самый старинный экспонат – пожарная машина Санкт-Петербургского отделения 1898 года. Всего их было выпущено 50 штук. Также много машинок, принадлежащих советской эпохе».
Наиль Ильясов уже более 25 лет работает в МЧС. Сейчас является начальником ФКУ «5 ОФПС ГПС по РБ».
«Приходят коллеги, чтобы посмотреть. Конечно, все удивляются, восхищаются, – говорит Наиль Нагимович. – Бывает, дети приходят, просят потрогать, посмотреть. Некоторые экспонаты даю, а некоторые полки шкафа на завязки запираю».
Недавно он подал заявку на внесение его коллекции в Книгу рекордов Гиннеса России и мира. «В российской уже одобрили заявку, а от мировой пока ответа нет», – добавляет коллекционер.
Фото: Фото Эдуарда Идрисова