Появление ритуального агента на пороге квартиры порой может оказаться более страшным испытанием, чем смерть близкого человека. Похоронный бизнес в Уфе – бесчеловечный и циничный, уверена жительница Пермского края Светлана Долматова. В августе она приехала в Уфу, чтобы забрать тело умершей сестры. Женщина до сих пор с ужасом вспоминает, как не могла добиться выдачи тела в морге. А также рассказывает, что ритуальный агент за свои услуги попытался взять с нее дополнительные деньги.
Договор не подписывала
Печальное известие Светлане Долматовой сообщил гражданский супруг сестры. «Когда умерла Екатерина, из милиции пришли три сотрудника. И после их визита пришел участковый, сказал, что у него есть брат (агент). Договор мы с ним не заключали. Единственное, когда мы с агентом по имени Артем разговаривали по телефону, я попросила доставить покойную до морга. Он сказал, что стоить это будет 3000 рублей», – рассказала женщина. На следующий день родственники выехали в Уфу, чтобы забрать и отвезти тело на родину. Подъезжая к городу, Светлана позвонила Артему, чтобы предупредить, что они вскоре доедут до морга. «И тут он мне сообщает, что тело я забрать не смогу. Сначала я подумала, что это какая-то шутка и сообщила ему, что я еду прямо к моргу», – рассказала женщина.
Около морга был мужчина, женщина предположила, что это ритуальный агент. «Я постучала в дверь, вышел санитар, и тоже говорит, что я не смогу забрать тело покойной. На мой вопрос почему – никакого ответа. И тут на телефон санитара поступает звонок, тот передает трубку мне, и какой-то мужской голос грубо говорит: «Ты что, не поняла меня, сегодня ты ничего не получишь». И тут я сразу поняла, что они ждут от меня деньги, но сумму – ту, которую назовут они сами», – рассказала Светлана Долматова.
Как выяснилось, агент, несмотря на устные договоренности, все-таки заключил договор на 10 тысяч рублей, но не со Светланой, а с гражданским супругом умершей сестры. А оплату требовали с родственницы. В тот вечер женщина обратилась в следственный отдел СКР по РБ, и уверена, что только благодаря телефонному звонку дежурного сотрудника смогла получить тело сестры без дополнительной оплаты. Тело выдавали уже следующим утром, причем, как утверждает женщина, вновь попытались взять с нее деньги.
«Женщина, которая выдает справки о вскрытии, встретила меня очень недружелюбно. Она стала говорить, что у меня есть агент, который якобы занимается моими делами. Достает телефон и звонит ему. Через несколько минут приезжает агент», – рассказала Светлана Долматова. Когда женщина пригрозила, что будет жаловаться и на сотрудницу морга, агент отдал ей свидетельство о смерти и справку о вскрытии (которые, как утверждает Светлана, почему-то оказались у него). Покидая Уфу, она была уверена, что в городе действует банда, члены которой, сговорившись между собой, вымогают у родственников умерших деньги.
Факты не подтвердились
В Прокуратуре Башкирии по запросу Ufa1.ru провели проверку, по итогам которой выяснилось: навязывания ритуальных услуг не было. «Из объяснений сотрудников учреждения следует, что 21.08.2015 около 17:45 за телом явилась родная сестра, однако в связи с тем, что выдача тел осуществляется до 16:00, последней рекомендовали забрать тело на следующий день. 22.08.2015 тело выдано, о чем имеется подпись в соответствующем журнале», – сообщили в надзорном ведомстве. Также в прокуратуре пояснили, что договор об оказании услуг на 10 000 рублей был заключен гражданским мужем покойной, и он претензий к индивидуальному предпринимателю-агентству не имеет. Сам агент по имени Артем отказался разговаривать по телефону, сославшись на большую занятость. Он лишь сказал, что уже давал объяснения в полиции и подчеркнул, что не нарушал законов.
Представитель одного из похоронных агентств рассказал Ufa1.ru, что, скорее всего, такая ситуация возникла из-за недопонимания: «Скорее всего, не сошлись в цене по какому-то вопросу, не нашли общий язык. Такое возможно в любом бизнесе». По его словам, на рынке ритуальных услуг, действительно, сложилась жесткая конкуренция. Участников – юридических лиц и самостоятельных агентов – довольно много. Людей в этот бизнес привлекает неполная занятость и возможность получать доход выше среднего. Поэтому мало кто покидает ритуальную сферу – обычно агенты просто переходят от одного работодателя к другому.
Один заключенный договор означает заработок для агента в размере пяти тысяч рублей. Можно заключить четыре-пять таких договоров в месяц, а можно за один день. Абсолютно все агенты работают по одному принципу, получая информацию об умерших уфимцах от своих источников. Данные, как правило, поступают от сотрудников экстренных служб. При этом агентов ничуть не смущает то, что такие способы получения информации, мягко говоря, не вполне законны. Абсолютно все они работают так. Но при этом большинство участников рынка в своей работе обходится без хамства и цинизма, уверен представитель ритуального салона. Тем не менее в Уфе время от времени все же случаются скандалы с участием похоронных агентов. Так, этой осенью сотрудники ритуальных служб едва не довели до сердечного приступа уфимку, внучку которой скорая помощь увезла в больницу с ангиной. Полуторагодовалая девочка пробыла в стационаре менее часа, а в дверь уже начали стучаться люди с предложением похоронить ребенка.
Агенты приезжают на вызов быстрее врачей
В Уфе на рынке ритуальных услуг – такая же ситуация, как и в любом другом большом городе. Агентов достаточно много, и они конкурируют между собой в поисках клиентов. По сложившейся этике первый приехавший и идет к потенциальному клиенту. Если у него ничего не вышло, может попытаться следующий.
Сотрудник бригады скорой помощи одной из городских подстанций рассказал сайту Ufa1.ru на условиях анонимности, что порой ритуальные агенты приезжают на вызов даже раньше, чем бригада врачей. «Приезжаешь и не можешь подъехать к подъезду, потому что уже стоят три машины агентов. Некоторых из них я уже узнаю в лицо. Они следят, как быстро мы вышли, побежали ли мы к больному с кислородом. Иногда, когда я выхожу, – спрашивают о больном, на что я всегда отвечаю: "не имею права". Случается и такое, что звонят на сотовый телефон, с которого был вызов на "03" родственникам, и спрашивают, представляясь старшим врачом, как оказывается помощь, что делает врач. А я знаю, что наши сотрудники никогда не звонят в таких случаях, они не мешают нам оказывать помощь. Созваниваемся с подстанцией мы уже потом, когда едем с вызова. Я иногда прошу телефон у родственников, начинаю спрашивать, кто звонит – сразу бросают трубку. Случается и такое, что, пока мы едем на вызов, диспетчеру поступает информация о том, что человек умер. И подъехавшие агенты узнают об этом раньше нас. Я думаю, что они знают и адреса хронических больных, которые могут вскоре умереть», – рассказал сотрудник скорой. Он предположил, что информацию агентам могут сообщать диспетчеры службы «03» уже в момент поступления вызова о том, что человек без сознания, не дышит или о том, что он умер: ни для кого не секрет, что зарплата у сотрудников низкая. Не исключено, что линии «03» прослушиваются. Вообще, если врач констатирует смерть, он сообщает об этом диспетчеру. Диспетчер звонит в полицию. На любом из этих этапов может произойти утечка информации.
Врач бригады скорой помощи рассказал также, что агенты в свое время пытались заинтересовать его в сотрудничестве, однако он отказался. Но не всегда ритуальные агенты бывают наглыми и циничными, уверен он: «Есть один агент, он даже помогал нам нести больного до машины, когда было некому. Работает вежливо, деликатно. В большинстве случаев люди, которые только что потеряли близкого, растеряны и не знают, что им делать. Им, действительно, проще обратиться к агентству, которое возьмет на себя эту работу. И тогда пусть уж лучше им попадется такой, нормальный человек. Ведь иногда случается, что сотрудники ритуальных служб приезжают на похороны пьяными».
Вообще в Уфе не всегда относятся к чужому горю с пониманием: после смерти уфимцы попадают в переполненный морг, иногда трупы по несколько часов лежат на улице. Даже живым не всегда готовы помогать, сожалеет врач. «Недавно выезжали на ДТП, так никто даже не помог перенести пострадавшего. Все только стоят снимают на телефоны. Или начинают подгонять нас: давай, работай».
«Лет пять назад мышь умерла между перекрытиями. Вонь стояла жуткая. Соседи сверху не открывали. Первая мысль – что-то случилось у соседей. Позвонили в полицию. Через несколько минут приехали товарищи из похоронного бюро, – рассказывает уфимка Ольга Крецкая. – Слава богу, соседи оказались живы, но пока этот факт не стал очевиден, товарищи из ритуальных услуг не покидали подъезд».
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com