Как сделать все «не так» и стать при этом очень счастливой. Об этом рассказала выпускница БГМУ, врач-инфекционист Виктория Валикова. Девушка бесплатно лечит людей в Гватемале, на Гаити и в Гондурасе. А еще собирает средства на строительство клиники. Виктория рассказала, почему она «там», а не «здесь».
Вечер пятницы был похож на встречу старых друзей: все приходящие и приходящие люди обнимались, смеялись и обменивались последними новостями. Около 20 человек сидели в антикафе на диванах с чашками чая и печеньем. На белую стену проецировались фотографии, сделанные Викторией. Вот природа, вот лачуги местных жителей, вот пациенты.
Виктория начала свое выступление с фразы: «Я люблю горы, путешествия и снег, но больше всего я люблю инфекционные болезни. И лучше инфекционных болезней могут быть только тропические!» В зале зааплодировали сотрудники кафедры инфекционных болезней БГМУ: «Вика, ты наша гордость!»
Корректные и некорректные вопросы
Виктория проводит в Гватемале по несколько месяцев, затем примерно столько же находится в Уфе и снова летит спасать мир, как говорит она сама. У девушки есть небольшая команда людей, которые помогают ей в таком нелегком деле, как почти в одиночку лечить людей в тропических странах. В клинике вместе с Викторией работает Синти, она помогает с лечением больных. Девушка Карина дистанционно координирует волонтеров, которые помогают строить клинику или помогают дистанционно, оператор снимает видео и наполняет сайт Виктории.
У проекта Виктории есть спонсор: детский фонд «Дорога к детям», который помогает ей со сбором средств. Также много неравнодушных людей делают взносы, на которые потом будет построена новая клиника и закупятся дорогое оборудование и медикаменты.
Мама Виктории тоже врач, раньше она помогала девушке дистанционно: консультировала в сложных вопросах, помогала разобраться в непростых диагнозах. «В следующий раз мама поедет со мной, она уже давно хотела это сделать», – говорит Виктория.
У девушки в руках небольшие карточки с подсказками. Иногда она в них подсматривает. «Я считаю, что на каждый ваш вопрос нужно ответить, даже если он не совсем корректный. Если что, я скажу «вопрос не совсем корректный». Но вы же здесь все свои, так что – да, мне 26, и я не замужем», – признается Виктория.
Развитие идеи
Девушка всему училась сама: после окончания «тропической школы» и выбора страны для работы пришлось посидеть над книгами. «Я позвонила знакомому хирургу и попросила научить меня правильно накладывать швы, сама штудировала учебники по разным дисциплинам и тренировалась на губках для мытья посуды», – говорит врач.
Виктория открыла краудфандинговый проект, то есть финансируемый с помощью добровольных пожертвований. За два дня он собрал две тысячи долларов. «Мы не платим зарплаты и сами ее не получаем. Мы живем за счет пожертвований и поддержки дружественных благотворительных организаций», – написано на сайте Виктории.
Вопросы этики
«У меня постоянно спрашивают: почему Гватемала, а не Россия? У нас же тоже есть кого спасать, и вообще у нас есть отдаленные районы, где довольно сложно получить медицинскую помощь. Я всегда отвечаю, что у нас есть родильные дома. А в Гватемале нету! Там ритуальным ножом, который передавался женщинам из поколения в поколение, перерезают пуповину. И все – сразу столбняк! – объясняет свой выбор Виктория. – В Гватемале всего 60 клиник, и 25 из них находятся в туристической зоне, они ориентированы на богатых местных жителей или приезжих. Там люди просто не успевают доехать до больниц: на целое поселение может не быть машины. Мы с акушеркой из моей клиники пять часов везли людей на своей машине из отдаленных районов. Я не хочу «навариваться» на чьем-то здоровье. Наверное, это главная проблема моей жизни».
По словам Виктории, в Гватемале люди в среднем живут около 60 лет, и в каждой семье примерно по восемь детей. В первый раз девочки беременеют в 12 лет, а аборты запрещены на законодательном уровне. В Гватемале распространена практика «подарить ребенка», когда человеку просто дарят новорожденного. Притом в стране не редкость такие явления, как педофилия и насилие над женщинами. Дети учатся в школе с пяти до восьми лет, а затем, как только могут поднять мачете, идут работать на плантации.
По словам Виктории, часто бывали такие ситуации, когда нужно было выбирать, кому дать лекарство: тому, кто почти жив, или тому, кто почти мертв. «Когда кто-то умирал, Синти говорила: "Все равно с нами было лучше, чем без нас". «Однажды у нас прямо из клиники увели девочку, которая была сильно больна. По обычаям местных жителей родные должны были бы лежать вместе с ней в больнице. Мы предложили им такой вариант, но они все равно забрали дочь. Потом она умерла», – вспоминает девушка.
Виктория абсолютно уверена, что развивается в правильном направлении: «Конечно, есть люди, которые спрашивают, чего же мне не сидится дома? Зачем нужно ехать в какую-то далекую страну и все такое. В любом случае если твои мечты и цели отличаются от стандартных "получить денег, построить семью, родить детей и выйти замуж, купить машину", то всегда есть люди, которые будут говорить, что ты поступаешь неправильно. Я махнула на таких людей рукой. То, что вы делаете, – это только ваше. Надо делать то, чего ты не можешь не делать».
«Ты так вдохновенно рассказываешь о своем проекте! Видно, что ты сильно переживаешь за свое дело. Вон, у тебя уже слезы на глазах», – сказала девушка из зала. «Ой, да это конъюктивит», – пошутила Виктория.
Важна помощь каждого
У Виктории есть сайт, с помощью которого можно записаться в волонтеры или сделать пожертвование. Сейчас на ее сайте открыт сбор средств на строительство бесплатной клиники, где в радиусе 100 километров нет других медицинских учреждений. «Клиника стоит 10 тысяч долларов. И это только за постройку здания. Без учета рабочей силы, потому что ее будут строить волонтеры и жители деревни: так все понимают, что приложили руку к общему детищу», – добавляет девушка. «Пишите нам: мы и все дети Гватемалы будут вам очень благодарны», – говорит Виктория.
После выступления Виктории женщина из преподавательского состава обратилась к тем, кто пришел на мероприятие: «Завтра день борьбы с бешенством – не забудьте, проснетесь, и сразу же отмечайте. А Викторией я очень горжусь: я даже простила нынешней молодежи все. Мне захотелось ее удочерить, но у нее уже есть мама».
Фото: Фото автора