Помните, совсем недавно весело так шутили, что, мол, пролетело лето, и доллар тридцать девять, и евро сорок восемь! Вот уже зима в глаза прикатила, и как-то стало не смешно. Народ пытается осознать новую реальность, и здесь широкое поле для исследований на тему «От чего откажутся граждане в связи с резким ростом курса иностранной валюты, а от чего нет». Попробую и я плеснуть водицы на эту мельницу. Объять необъятное нельзя, но буду о своем, привычном – туризме то есть.
За многие лета ударники офисного производства и иже с ними как само собой разумеющееся стали воспринимать отдых за границей. Неважно, готовились ли к поездке заранее или хватали горящий тур, это стало частью жизненного стандарта. Естественно, рост двух основных валют чуть ли не в два раза закатил хорошую оплеуху сложившемуся лайф-стайлу. Но нет причин унынию, и все громче зазвучали голоса о возрождении внутреннего туризма в тренде любимой в последние месяцы темы импортозамещения. Обойдемся и без берега турецкого. Крым наш, Сочи тоже, а в Башкирии и вообще вона чего – красота!
Я, было, тоже возрадовался за наш многострадальный внутренний туризм, которому судьба дала шанс, но как человек, жизнью все-таки тертый, решил спросить у потенциальной целевой аудитории, а что она думает по этому поводу?
Поскольку аккаунты в соцсетях у экономически активной части граждан в наши дни имеются повсеместно, я туда и пришел с вопросом. Было выбрано две соцсети – «ВКонтакте» и «Фейсбук». В первой я настроил опрос, где спросил: как вы планируете построить свой отдых в связи с ростом курса доллара и евро? И предложил варианты ответов. Вот как распределились голоса:
Все равно буду ездить, потому что привык и там круто – 16%.
Скорее всего, откажусь и буду думать об отдыхе внутри страны – 25,9%.
Как дома отдыхал, так и буду – 58%.
Вроде бы ответ был налицо, в подтверждение приведенного выше тезиса. Однако, учитывая то, что у меня в друзьях в этой соцсети много туристов, а это еще те маргиналы, то опрос объективным считать нельзя.
И я отправился в «Фейсбук». Спросил там то же самое, и фейсбучная публика в очередной раз доказала, что тут вам не здесь, и она совсем другая. Подавляющее большинство выразилось таким образом, что из последних сил, но только за бугор. Вот только некоторые комментарии по теме: «Сына я из последних сил все равно на море повезу. И не на наше, извините. А на соленое, Средиземное»; «Буду вместо четырех раз ездить два или три... буду меньше покупать ТАМ ерунды, а внутри страны – отдыхать негде... и не интересно»; «Спрос на внутренний туризм увеличится, если будет соответствующее предложение, а тратить деньги, которые недаром даются, просто так на внутреннем рынке лишь потому, что не выехать за границу... нет и нет».
И это не была демонстрация космополитизма и отсутствия любви к родным березкам, несмотря на то что этот самый креативный класс настоящие русские патриоты недолюбливают. Видимо, есть за что. Основная причина, по которой люди наотрез отказывались ехать отдыхать в родные санатории, – отсутствие сервиса и инфраструктуры. В общем-то, я об этой проблеме писал несколько месяцев назад в колонке. И когда нашей туриндустрии выпал вдруг шанс, она оказалась, переиначивая известную литературную вещь, без скафандра и не готовой летать.
Если не хватит денег на заграницу, поеду на дачу – и такое говорили. И сплавляться дикарем по рекам тоже были люди не против. А вот куда-то ехать цивилизованно внутри страны – таких почти не было. Пеняли и на неадекватные цены.
Может быть, и тут аудитория не шибко релевантная, подумал я, и для чистоты эксперимента обратился непосредственно к знатокам рынка – турагентам. «Скажите, – говорю, – поменялся ли спрос на заграницу и как?» «Ну как, – отвечают, – в Европу да, спрос упал, кто на Азию переключился, кто на Карибы. А вот чтобы внутренний туризм, так это нет. Очень мало!»
Вот такие пироги, дорогие друзья. Болтали, пилили, простите, поднимали более двадцати лет родной туризм под сладкие песни о красоте родной природы. Ну, и пришли к тому, что люди готовы дома отдыхать лишь по приговору суда. Снова не повезло государству с народом. Делаешь, делаешь для него, а эти волки все норовят в лес. И ведь что обидно – иностранцы к нашим гнилушкам просто рвутся. Туалет на улице – олрайт! Навоз целуют сапоги – отшен карашо! А наших отправь в Европу – в первую же макдачную запрутся и будут есть гамбургеры, наплевав на Нотр дам де пари! Трескают фастфуд, не понимая, как хорошо дома!
Вот чувствую, надоест родному государству объяснять по-хорошему и сделает по-плохому. А тогда куда ты с подводной лодки денешься? Но это уже совсем другая история.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
Валерий Кузнецов – автор и ведущий телевизионных проектов «Весь Южный Урал», «Каменный пояс», «Из Уфы на выходные». Журналист, пишущий на тему туризма, экологии.