Путь к знаниям для школьников Уфы труден и тернист. С первых дней обучения они сталкиваются с невыполнимыми заданиями и пространными формулировками в учебниках. Родители уфимских младшеклассников прислали в редакцию сайта Ufa1.ru несколько ляпов из книг по чтению и математики. «Как выполнять домашние задания?» – интересуются взрослые.
Опечатки и ошибки
Гульназ Юсупову поставило в тупик задание по математике. В задачке сообщалось: в первый день дети собрали 38 кг яблок, во второй – на 14 кг больше. Нужно было подсчитать, сколько килограммов фруктов дети собрали... в третий день. Родители второклассницы решили, что оперировать понятиями теории вероятностей их дочери еще рано, а в тексте задания – просто ошибка, и нужно было всего лишь выяснить, сколько яблок собрали во второй день. В этом случае опечатка вкралась в дополнительные задания, которые девочка получила, чтобы лучше подготовиться к олимпиаде на Кубок Гагарина. Но нередки случаи, когда ошибки и опечатки попадают в одобренные Минобразования издания.
Гульназ Юсупова, которая преподает в школе алгебру, рассказала, что ее седьмой класс в этом году обнаружил уже четыре подобных случая. Много ошибок и в учебнике за шестой класс. Это, как правило, несовпадение ответов. Но многие дети в результате приходят в школу, не выполнив домашнее задание. Конечно, это осложняет работу.
Непроходимый уровень
По словам родителей, в заданиях, которые предлагают детям, не всегда понятно, что именно имели в виду авторы. Некоторые формулировки слишком пространны, а часть вопросов составлена так, как будто создатели учебника нарочно хотели запутать ребенка. «Недавно мы решали такую задачу для четвертого класса: в двух классах 50 человек, при этом известно, что в первом на четыре человека больше, чем во втором. Нужно узнать количество детей в обоих классах. Сама по себе задача не сложная. Я бы ее решила в два действия, подставив «икс» и «игрек». Но они так не решают! Минут 10 я соображала, как нужно поступить, и нашла выход. Но ведь не каждый родитель обязан знать, как это делается», – рассказала уфимка Елена Савина.
Школьные учителя хотя бы проходят методическую подготовку и знают, каким должен быть способ решения в том или ином случае. Но родители преодолевают сложности самостоятельно, без поддержки методиста.
Пиво для второклассника
Мама второклассника из гимназии №93 была удивлена, обнаружив в книге для чтения своего сына (Книга для чтения во 2 классе «Маленькая дверь в большой мир» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, изд. «Баласс», часть 1) описание о том, как сильно один из героев «Приключений Чиполлино» хочет выпить прохладного пива. «То есть в жаркую погоду можно пить холодное пиво? Даже детям», – удивилась она.
В Управлении образования Уфы сообщили, что его сотрудники «не входят в состав авторов или рецензентов данного учебника, поэтому комментирование использования в учебнике той или иной версии перевода сказок или других материалов не входит в компетенцию» ведомства. «Вместе с тем при проведении уроков учителя не акцентируют внимание на данном фрагменте», – заверила начальник Управления образования Уфы Елена Хаффазова.
Учебная программа «Школа 2100», частью которой является учебник, кстати, не получила в этом году рекомендаций от Министерства образования. Соответствующий приказ был издан 31 марта 2013 года. Однако книги, закупленные школами до вступления в силу документа, могут использоваться в течение пяти лет. По программе «Школа 2100» в Уфе, по данным Управления образования города, работает около 50% школ.
Начальник отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи прокуратуры РБ Артур Ахмалетдинов, которого сайт Ufa1.ru попросил прокомментировать наличие «пива» в сказке, отметил: «Если родители считают, что права их ребенка на образование нарушены, они могут обратиться также в контролирующий орган, Рособрнадзор либо в Министерство образования и науки РФ, которое, кстати, и уполномочено рекомендовать учебники».
В существующем федеральном законе «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» предусмотрены случаи, когда, на первый взгляд, «плохая» информация вовсе не является таковой. Так, например, когда принимались нормы закона, широко обсуждалась нехорошая привычка волка из «Ну, погоди!». Тогда эксперты пришли к выводу, что курение персонажа, сопровождаемое кашлем, не может вызвать у детей желание взять сигарету.
В случае с «Приключениями Чиполлино», в которых один из героев, собака синьора Помидора Мастино так хочет пива, может оказаться то же самое. Поскольку собака – герой скорее отрицательный, возможно, дети не захотят последовать ее примеру. Впрочем, решать о том, провоцирует детей жажда Мастино, должны эксперты по детской психологии, уверен Артур Ахмалетдинов.