В течение двух следующих лет Башкирия должна обрести свой бренд. Однако речь не идет о меде, курае и нефти. В руководстве региона пришли к выводу, что Башкирия должна восприниматься мировым сообществом как современный, динамично развивающийся регион, а у жителей республики нужно взрастить патриотизм, иными словами дать повод гордиться своими земляками и малой родиной. Что может стать брендом Башкирии?
Бренд как способ привлечения инвесторов
Концепция продвижения Башкирии на республиканском, российском и международном уровнях накануне на заседании президиума правительства обсудил президент Рустэм Хамитов. Эта концепция, по словам главы региона, должна стать программой действий до 2016 года.
Цель этой работы он обозначил так: «Мы хотим, чтобы Башкортостан позиционировался в стране и мире как успешный, динамично развивающийся регион, который может представить на отечественном и мировом рынке конкурентоспособных производителей товаров и услуг. С современной экономикой, уникальными компетенциями и перспективными отраслями. Открытый для инвесторов, готовый к партнерству в любых сферах», – заявил глава региона.
О необходимость такой работы говорят рейтинги, считает руководство региона. «Федеральное агентство «Смыслография» ежегодно формирует коммуникационный рейтинг регионов по итогам мониторинга зарубежных СМИ. В этом списке медийной репутации субъектов России по итогам прошлого года мы занимаем 23-е место. Да, это лучше, чем 41-е место, которое было в 2011 году. Но 23-е место для такой республики, значительной и существенно важной для страны, – очень слабое достижение», – сообщил Рустэм Хамитов.
Более того, работа по позитивному позиционированию региона нужна для привлечения инвесторов в регион, считает руководство республики, так как Башкирия все еще воспринимается как закрытый регион с авторитарным типом управления.
Политолог Николай Евдокимов согласен с тем, что проблема поиска бренда республики действительно актуальна, так как Башкирия живет в условиях жесткой конкуренции с другими регионами. Однако он считает, что иностранных инвесторов мало волнует тип политического режима, сложившийся в регионе.
«Полагаю, что их общее отношение к политической системе России проецируется и на региональный уровень, включая нашу республику. Трудно себе представить, чтобы характер политических отношений на региональном уровне кардинально отличался от того, что происходит в центре. Невозможно построить демократический режим в отдельно взятом субъекте федерации, если в самом центре доминируют авторитарные тенденции. Думаю, что инвесторы, как иностранные, так и отечественные, прежде всего, заинтересованы в нормальных условиях для ведения бизнеса. Поэтому главный вопрос для них – не столько степень политической открытости республики, сколько уровень распространения коррупции. Именно на него власти и следует обратить особое внимание при работе в данном направлении», – добавил Николай Евдокимов.
Уфа – столица счастливых семей?
Казань – это третья столица России, Екатеринбург – столица Урала, Пермь – культурная столица,Челябинск – город суровых людей. Все эти города создают образ своих регионов. А что является брендом Уфы? Напомним, данным вопросом администрация города задалась весной этого года.
«Брендом Уфы совершенно справедливо стали «Три шурупа». Ни в одном городе России, насколько я знаю, нет такой вышедшего из народа графического написания. На международном уровне узнаваемыми республику могут сделать Уральские горы. Они включены Всемирным фондом дикой природы в список из 200 участков планеты, которые нужно сберечь из-за уникальной природы», – рассказал доктор биологических наук, профессор, директор института туризма и коммуникаций УГУЭС Искандер Усманов.
Руководитель Финансового пресс-клуба России Юрий Вороненков считает, что в поисках своего бренда Башкирия должна посмотреть на пример Якутии, которая, создавая свой образ, оттолкнулась от национальной самобытности.
«Уфа и ваш регион в целом может стать многонациональной столицей России. Стать вторым Баку и в этом понимании. У вас проживает более 150 наций, и много счастливых многонациональных семей. Я считаю, что этот тренд нужно поддерживать и подчеркивать: Уфа может стать городом любви, городом счастливой семьи», – поделился мнением Юрий Вороненков.
Как воспитать патриотизм у жителей Башкирии?
Однако согласно концепции поменять восприятие региона нужно не только у мирового сообщества, но и у самих жителей республики. «Важно, чтобы наши люди на деле чувствовали и видели улучшения в своей жизни. Если они искренне будут гордиться тем, что живут в Башкортостане, – это и есть лучший результат, самый правильный и честный PR. Главная оценка нашей работы определяется уровнем доверия людей к власти, который, согласно опросам и результатам выборов последних лет, достаточно высок», – добавил президент.
«Если сначала навести порядок дома, то слава об этом разойдется на весь мир, – так обозначил свое мнение доцент кафедры маркетинга и рекламы БашГУ Михаил Бреслер и разъяснил: – Я считаю, что действительно сначала нужно, чтобы сами жители республики стали гордиться своей малой родиной. К примеру, Пермь поверила в то, что она культурная столица России, и теперь не только гиды, но даже таксисты этого города с гордостью говорят, что их достопримечательности если не первые, то вторые в России или в мире».
Эксперт считает, что привлекать инвесторов – это дело хорошее, но еще лучше создать такие условия, чтобы свои предприниматели и ученые имели желание возвращаться в родную республику и работать на ее благо.
Уважаемые читатели! Что вызывает у вас гордость за Башкирию?
Фото: Фото с сайта Ufacity.info