Субботнее утро началось не по-субботнему рано: подъем в пять, выезд – в шесть. Цель поездки – посещение двух детских домов в Куюргазинском районе республики вместе с благотворительным фондом «Дорога к детям».
Уже в машине я познакомилась с моими попутчиками: за рулем волонтер Азамат, который вызвался нас отвезти, и Аксель Гросс – руководитель фонда, делящий заднее сиденье с большими пакетами, из которых выглядывали пазлы, мягкие игрушки, книги.
– Это вы столько подарков для детей набрали?
– Да, но подарки тут не главное. Этих детей всем необходимым обеспечивает государство. Тут важнее наше к ним отношение. Мы проведем там уроки «Добра, любви и гармонии», а что это такое, увидишь. (Предвосхищая мой вопрос, ответил Аксель и подправил гитару, изгиб которой только начал прорисовываться во рассеивающейся мгле апреля).
Фонда «Дорога к детям» работает с 2005 года. Курирует более 40 детских домов, домов престарелых, а также интернатов для детей с ДЦП, глухих и со слабым зрением. С фондом постоянно работают более 300 волонтеров. Каждая группа добровольцев берет шефство над определенным детским домом и посещает его минимум раз в месяц. Фонд делает не только материальные пожертвования, но и проводит уроки «Добра, любви и гармонии». На этих уроках подопечные занимаются арт-терапией, рисованием, лепкой, танцами, театром, а также рассуждают вслух о таких понятиях как любовь, добро, гармония.
– Аксель, можно вопрос в лоб: откуда такое желание помогать детям, зачем тебе это нужно?
– Хороший вопрос. Позволь начать с начала. Фонд существует уже восемь лет, но и ранее я помогал детским домам, только не показывал этого. Мама работала воспитателем в одном из них, и я с детства общался с такими ребятами. Фонд был создан, когда появилась потребность делиться с людьми большим.
– А много таких, которые тоже желают помочь? Люди отзываются?
– К счастью, таких людей много, но они не знают, как это делать: кто-то ищет себя в религиях, кто-то дает милостыню нуждающимся, ходит в храмы, а некоторые помогают животным. Каждый выбирает свое, но дарить радость государственным детям, равно как и одиноким старикам, для меня и наших волонтеров, – это самое главное. И те и другие нуждаются в любви, осознании своей нужности...
– И материальной поддержке?
– Тут дело даже не в деньгах или каких-то других материальных ценностях. Да, подарить новое оборудование, технику детдому – это, безусловно, хорошо, но им нужно другое – любовь, внимание, радость, объятия. Это главное в наших уроках. Мы с детьми подолгу общаемся, передаем свое душевное тепло, им этого не хватает.
– Часто приходится ездить по Башкирии?
– Да, очень. Главное сейчас для меня – охватить все районы республики, ездить туда с волонтерами, научить их этому, чтобы они уже сами по своему внутреннему побуждению курировали закрепленные за ними учреждения. Отмечу, что важно привлечь к этому местных добровольцев. К счастью, это получается, и дети к ним привязываются, всегда ждут новых встреч.
Недетские истории
Солнце отражается на куполах церкви с небесно-голубыми башенками. Наконец, ямы и ухабы трассы Уфа–Оренбург закончились, въезжаем в поселок Маячный Куюргазинского района. Нас уже ждут в детском доме для дошкольников.
Депутат города Кумертау, молодая девушка Рима и сотрудник администрации Айгуль присоединились к нам. Они в перспективе возьмут шефство над этими учреждениями. Сотрудники детского дома проводили нас в кабинет, куда собрали около 30 ребят из трех групп.
Я сажусь позади всех парт, выставленных в несколько рядов. Сразу бросилось в глаза: мальчики в одинаково полосатых футболочках разного цвета, девочки в платьях одного фасона. От мыслей отвлекает ребенок, сидящий рядом. Он улыбается, застенчиво берет меня за руку и начинает заваливать вопросами.
– А это родинка, да? (Неспешно водит пальцем по моему лицу). А почему у меня нет?
– Зато тебя солнышко любит. Ты знаешь, что веснушки – это поцелуи солнца? (Пытаюсь я подбодрить мальчишку).
– А я Камиль, а вот моя сестренка. (Лепечет другой мальчик, сидящий рядом, и по-свойски кладет мне руку на плечо). Мы раньше с мамой жили, потом в приюте, а теперь тут.
Странно слышать от пятилетних детей такое, но воспитательница, сидящая рядом, подтвердила его слова, прижимая к себе другую девочку.
– Ей лучше со мной посидеть. (Как будто извиняясь, сказала она). У нас почти в каждой группе есть ребенок с отклонениями по здоровью. Вот Марат, например, (Указывает на улыбающегося смуглого мальчишку в голубом костюмчике), он у нас самый взрослый, шесть лет уже, но не выглядит на свой возраст. Толя с четвертого этажа в детстве упал, но выжил. Он у нас молодец, уже говорить научился.
Урок завершился крепкими объятьями. Сережу оттащили от меня силой.
А. Г.: Объятья – это одно из главных моментов наших уроков. Детям не хватает любви, внимания. Иногда эти объятья затягиваются надолго, ребят-то много. (Улыбается). Рисование тоже очень важно, оно дает им возможность раскрыться. Да что там. Сколько я езжу по детдомам, все удивляюсь, что во многих из них дети даже рисовать не умеют. Наши волонтеры заполняют этот пробел, но тут важнее то настроение, которое ты передаешь ребенку, ведь поговорить нужно с каждым.
Мечты вслух
В детском доме для дошкольников – 86 детей-сирот и оставшихся без попечения родителей. По словам руководства учреждения, бывает, что дети находят новых папу и маму. Случается, что детей возвращают обратно государству. Тогда ребят ждет детский дом для школьников, который находится недалеко, через улицу.
Туда направились и мы. Здесь проживает 56 человек, в основном – мальчишки.
А. Г.: С подростками тяжелее, видите же, сидят хмурые, в наушниках,. Вы, главное, просто перекиньтесь с ними парой фраз, они сами пойдут на контакт. Часто они просто хотят кому-то довериться. Они только кажутся колючими, но ничего, сейчас мы их растормошим. (И заиграл на гитаре).
Подействовало, ребята притихли и заняли свои места. Эту самую гитару – подарок одного из волонтеров – Аксель передал детскому дому. Вскоре и вовсе все барьеры исчезли. Эти трудные, по словам воспитателей, подростки вдруг стали очень открытыми и без смущения принимали участие в шутливых конкурсах и с удовольствием рисовали сердечки на ватманах.
– Устал? (Спросила я у сидящего по соседству мальчишки, который склонил голову, засыпая). Я тоже, спала сегодня четыре часа. Меня Ильмира зовут.
– Я Руслан. Да, устал. Я после школы на тренировки хожу, по карате, уже год занимаюсь. После тренировок домашние задания делаем. (Холодно выпалил мальчик. Но, промолчав немного, улыбнулся). У меня сестренка живет здесь, в том детском доме, для дошкольников. Только видимся с ней раз в неделю, по воскресеньям. Вот завтра опять пойду к ней. На следующий год она идет в первый класс, а я выпускаюсь. Пойду учиться на повара. (Аксель оказался прав, вопросов я ему не задавала, он открылся мне сам).
– Почему на повара? (Удивилась я, услышав такое от парня довольно крепкого телосложения).
– С детства люблю готовить. Я помню, еще когда с семьей жили, папа работал поваром, мама тоже дома пекла хлеб. У нас тогда газплиты не было, только печка . Зато так вкусно пахло! Я всегда смотрел, как она это делает, и сам тоже выпекал. А сейчас смотрю по телевизору кулинарные программы, жалко только, что таких продуктов и специй здесь не найдешь. Но когда-нибудь я тоже открою свой ресторан.
Мы попрощались с ребятами. Уезжали от них с легким сердцем. Теперь к ним будут ездить волонтеры из Кумертау.
Айгуль, жительница города Кумертау, сотрудница районной администрации: Я всегда хотела работать с детьми, работать педагогом, но стала бухгалтером. Но есть потребность помогать людям. Недавно организовала благотворительный концерт в Кумертау, в помощь больной девочке. Хлопот было много, да и родные меня не понимают, но слава богу, все получилось. И к этим детям мы приезжать будем. Теперь я знаю как именно нужно с ними работать.
Фото: Фото предоставлены благотворительным фондом «Дорога к детям»