В Уфе произошел вопиющий случай: родители около 10 лет скрывали от посторонних глаз существование своего удочеренного ребенка. В свои 12 лет девочка не ходит в школу, боится взрослых и отстает в развитии. Она не стояла на учете ни в одной поликлинике, о ее существовании стало известно только после анонимного звонка в органы опеки и попечительства города.
Сейчас девочка в социальном приюте, а женщину хотят лишить родительских прав и судить за жестокое обращение с детьми. В то же время у нее остается родной ребенок-инвалид, который нуждается в постоянной заботе. Все точки над i расставит следствие, но главный вопрос остается открытым: как усыновленный ребенок смог попросту сгинуть в условиях города-миллионника?
Мать хотела вернуть девочку в детский дом
Семейная пара удочерила девочку еще младенцем, в 2001 году. На тот момент у них был восьмилетний сын. Как сообщает пресс-служба МВД по РБ, через шесть лет, в 2007 году, из Орджоникидзевского района семья переехала в Калининский.
После этого ребенок фактически исчез: родители девочку нигде не зарегистрировали, она так и не пошла в школу, не наблюдалась у врачей. О существовании малышки знали только близкие друзья и родственники, но соседи и даже приходящие к старшему ребенку учителя якобы не замечали другого ребенка в квартире.
О девочке стало известно только 10 января 2013 года. О ней в органы опеки и попечительства на условиях анонимности сообщила родственница семьи. «Специалисты выехали в указанную квартиру, в которой не так давно прошел пожар. В ходе осмотра были обнаружены данная 12-летняя девочка и 19-летний юноша, лежачий инвалид. Ребенка сразу отобрали, и началось распутывание этой истории», – сообщила Ufa1.ru уполномоченный по правам ребенка в Башкирии Милана Скоробогатова.
Как позже пояснила следствию приемная мать, она забросила младшего ребенка из-за болезни родного сына. После удочерения у их старшего мальчика выявили тяжелое заболевание, и все внимание уделялось ему. Женщина хотела вернуть девочку в детский дом, но этому воспротивился муж.
На данный момент в суд подан иск на лишение родительских прав семейной пары, кроме того, они подозреваются в жестоком обращении с ребенком. Женщину направили на психиатрическую экспертизу, а девочку поместили в социальный приют, где с ней работают врачи и психологи.
В ответе за тех, кого усыновили
По данным официального сайта уфимской администрации, в 2012 году в Уфе в замещающие семьи было устроено 540 детей-сирот (в 2011 году – 534):
– в приемные семьи устроено 86 детей (в 2011 году – 70 детей);
– усыновлены 100 детей (в 2011 году – 90 детей);
– переданы под опеку 256 детей-сирот (в 2011 году – 254 ребенка).
Всего на учете в органах опеки и попечительства города Уфы состоят 3757 ребенка:
– в приемных семьях воспитываются 232 ребенка;
– на патронатном воспитании находится 131 ребенок;
– усыновлены 1193 ребенка;
– под опеку и попечительство переданы 1736 детей.
В первую очередь шквал упреков читателей последовал в сторону органов опеки и попечительства города. Как ни как, это усыновленный ребенок-отказник! Но не стоит искать виноватого в лице органов опеки, считают эксперты. «Ответственность за жизнь ребенка по Семейному кодексу и по всем человеческим и юридическим законам несут их законные представители, в данном случае, приемные родители, – сообщила Милана Скоробогатова. – Не органы опеки и попечительства принимают решение об усыновлении, а суд, который и оценивает граждан как усыновителей. Суду предоставляются все справки, характеристики и прочее, а органы опеки в этом случае лишь помогают собрать эти документы и представляют свое мнение».
В свою очередь в органах опеки и попечительства города сообщили, что они выполнили все возможное в рамках своих полномочий, так как контроль за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей осуществляется только в течение первых трех лет после усыновления. «За указанный период проблем в семье выявлено не было, усыновителями были оформлены необходимые документы на ребенка, девочка была поставлена на учет в районную поликлинику, проходила медицинские обследования, соответственно возрасту сделаны необходимые прививки», – рассказал Ufa1.ru начальник управления по опеке и попечительству городской администрации Руслан Хабибов.
Милана Скоробогатова подчеркивает, что все обстоятельства дела будут установлены следствием, но предполагает, что родители осознанно скрывали ребенка от людских глаз: о ней после переезда не знали и соседи, ребенка даже не водили на прогулку. «Как бы то ни было, меру вины определит суд, но сейчас не нужно упускать из вида главное – судьбу детей. Девочке придется очень быстро повзрослеть, но теперь о ней позаботится государство. Нельзя забывать и о старшем сыне семьи – тяжело больном, лежачем юноше, за которым ухаживала обвиняемая мать», – сообщила Милана Скоробогатова.
Специалисты органов опеки считают, что этот случай поднял на поверхность очень важный вопрос, где должна проходить тонкая грань между тайной усыновления и благополучием ребенка.
«На сегодняшний день встает дилемма. С одной стороны, мы говорим о тайне усыновления, когда дети и родители принимают права и обязательства кровных, но с другой стороны, замещающая семья любой формы нуждается в сопровождении», – считает начальник отдела по усыновлению и по передаче детей в приемные семьи управления по опеке и попечительству администрации Уфы Елена Макушина.
В заключении специалист добавила, что обратись эта семья за психологической помощью вовремя, проблему удалось бы избежать.
Фото: Фото с сайта Effective-parenting.com