Жительница Илишевского района Гульназ Годиева уже несколько лет ждет, когда сможет вместе с детьми переехать в нормальную квартиру. Пока женщине с пятью детьми, двое из которых являются инвалидами, приходится жить рядом с кладбищем. Да и дом, в котором живет семья Годиевых, раньше служил сторожкой для кладбищенского сторожа.
Дом у дороги
Еще в конце девяностых годов Гульназ Годиева переехала вместе с мужем из деревни, где не было никакой работы, в село Верхнеяркеево Илишевского района. В 2001 году семья обзавелась собственным жильем – на участке они построили небольшой домик. Правда, в качестве строительных материалов пришлось использовать доски из разобранного и выброшенного на помойку домика кладбищенского сторожа. Для него на кладбище построили новое кирпичное здание.
«Сначала было жутко жить в таком доме немного, но потом ничего, привыкли. Делать-то все равно нечего», – рассказывает Гульназ Годиева.
От первого мужа у Гульназ родилось четверо детей. В 2008 году он умер, через некоторое время женщина снова вышла замуж и переехала в дом к мужу, но счастливым брак назвать было нельзя. Несмотря на рождение общего ребенка, девочки, мужчина ушел из семьи. Гульназ говорит, что он просто не смог вынести трудности совместного проживания с детьми-инвалидами. Дело в том, что двое сыновей Гульназ 9 и 10 лет имеют серьезные задержки в развитии. Совместный быт с ними действительно непрост, дети требуют постоянного внимания и ухода.
Сейчас в маленьком и холодном, но чистом внутри доме, живет сама Гульназ Годиева, ее старший сын, маленькая дочка и еще старшая дочка со своим ребенком. Двое младших сыновей живут в специализированном интернате, их мама забирает два раза в месяц на выходные. Когда все дети в доме, приходится из-за нехватки мест кому-нибудь спать на полу. В холодное время года это совсем непросто. Но в доме довольно уютно, несмотря на нехватку места, аккуратно, у детей есть игрушки, они опрятно одеты.
Нужна квартира
«Я прошу у государства помощи не для себя, для детей», – говорит Гульназ Годиева. Один из сыновей не может пользоваться уличным туалетом в силу своего состояния, его нужно сажать на горшок. Поэтому квартира упростила бы бытовые условия для семьи. Кроме того, в домике холодно, полы зимой просто ледяные, несмотря на утепления.
Самостоятельно приобрести квартиру или построить у семьи нет возможности. Гульназ Годиева получает по 9 тысяч рублей пенсии на каждого ребенка-инвалида, и 4 тысячи рублей пенсии по потере кормильца. Старшая дочь только-только вышла из декретного отпуска, а старший сын страдает эпилепсией, поэтому перебивается случайными заработками.
Гульназ Годиева говорит, что в администрации района ей предлагали продать землю и купить большой дом где-нибудь в деревне. «Они мне даже предлагали разные варианты, в основном дома без удобств, без ничего, только стены и крыша. Я отказалась, – рассказывает женщина. – Мы не можем переехать из райцентра, так как в деревне нет больницы и центра для реабилитации детей-инвалидов».
Еще чиновники предлагают Гульназ сдать детей в приют. Но она категорически отказывается делать это даже на зимнее время. «Я не для того их рожала, чтобы от них отказываться», – со слезами говорит женщина.
В очереди на получение жилья женщина находилась на 72 месте, после обращения в прокуратуру она оказалась на 25-м. Дело дальше не двигалось. Гульназ снова обратилась в прокуратуру, теперь ее семья находится первой в числе очередников района, кому полагается жилье. Правда, сотрудники администрации Илишевского района так и не смогли сказать корреспондентам сайта Ufa1.ru, насколько большой сертификат ей полагается и какой площади квартиру удастся купить на него. Начальник отдела по экономике, торговле и предпринимательству Илишевского района Рамиль Мусин лишь подтвердил, что Гульназ Годиева сейчас находится первой в списке очередников и, скорее всего, получит сертификат ближе к концу года или в начале 2013 года.
Редакция сайта Ufa1.ru будет следить за развитием событий.
Фото: Видео Дмитрия ЯНЧЕНКО