Город АЗС против АЗС: стоит ли доверять брендам?

АЗС против АЗС: стоит ли доверять брендам?

Пожалуй, каждому знакома такая ситуация, когда стрелка, указывающая на количество топлива в баке, неумолимо приближается к нулевому значению. Впереди – две автозаправки: стационарная брендовая АЗС, на которой можно купить различные марки бензина и дизельного топлива, и маленькая контейнерная заправка, на которой из всего ассортимента зачастую имеется один лишь АИ-92, зато на полтора-два рубля дешевле.

Куда ехать? С одной стороны, к бренду априори доверия больше, чем к неизвестному ИП, который просто поставил контейнер с топливом в «рыбном» месте. С другой, овес для наших железных коней нынче недешев, и сэкономить хочется всегда. Попробуем разобраться в этой дилемме, а заодно выясним: откуда берется разница в цене?

Разница в рознице

Большинство сетей автозаправочных станций в Башкирии работают под крылом ВИНК – вертикально интегрированных нефтяных компаний. Что это значит? Компания своими силами добывает нефть, перерабатывает, хранит нефтепродукты и реализует их через собственную сеть АЗС. Таким образом, вся производственная цепочка – от добычи сырья и до продажи готового продукта конечному потребителю – находится внутри одной и той же компании. Соответственно, качество контролируется абсолютно на всех этапах, вплоть до особенностей хранения и перевозки нефтепродуктов, и покупатель может быть уверен, что в следующий раз топливо будет не хуже, чем сегодня. Нельзя не отметить и наличие на заправках дополнительных услуг – магазинов с сопутствующими товарами, а также автомобильных моек и постов самообслуживания с подкачкой шин и пылесосом.

Конкуренцию ВИНКам на топливном рынке составляют более мелкие игроки – от небольших сетей, имеющих по пять-десять автозаправок, до индивидуальных предпринимателей, содержащих по одной контейнерной АЗС, представляющей собой стоящий на земле контейнер, в котором хранится бензин, топливораздаточной колонки и кассы. Как правило, такие организации сами ничего не добывают и не перерабатывают, и в лучшем случае имеют собственную нефтебазу для хранения топлива.

В этом и заключается основное отличие между ВИНКами и частными заправками. На АЗС крупных сетей потребитель может рассчитывать на определенный уровень качества: топливо, которое здесь продается, производится, перевозится и хранится с соблюдением строгих технологических стандартов, норм и правил.

Заправка на безымянной АЗС, принадлежащей какому-нибудь ИП, все равно, что покупка кота в мешке: качество продукта может меняться в лучшую или худшую сторону, в зависимости от того, где предприниматель предпочел закупить очередную партию бензина или дизельного топлива.

«Биография» бензина

Впрочем, поголовно обвинять владельцев небольших АЗС в продаже «разбодяженного» бензина нельзя. Многие предприниматели честно закупают топливо небольшими партиями у крупных компаний, торгующих нефтепродуктами. Продукт имеет все необходимые документы, подтверждающие, что топливо соответствует стандартам безопасности и качества.

Но случается и так, что в продажу идет суррогатный бензин, приготовленный в кустарных условиях на «самоварных» заводах. Очевидно, что использование такого горючего может быть чревато серьезной поломкой двигателя. О паспортах качества в этом случае не может быть и речи: соответствие продукта установленным стандартам проверять никто не станет.

Впрочем, даже наличие на контейнерной АЗС документов на бензин ничего не гарантирует автовладельцам. По словам экспертов топливного рынка, нередко владельцы таких автозаправок идут на хитрость: предприниматель закупает партию действительно хорошего бензина у надежного поставщика, получает паспорт качества, вешает этот документ на видном месте и спокойно начинает работать. После того как «белое» топливо заканчивается, предприниматель уже не думает ни о безопасности, ни о репутации: в продажу идет суррогат неизвестного происхождения, а на стенде возле кассы АЗС продолжает висеть старый паспорт качества. Налицо обман потребителя: автолюбитель, случайно заехавший на такую заправку, уверен, что приобретает бензин «с именем», а в бак попадает совершенно другой продукт.

Как испортить хороший бензин?

Как правило, говоря о плохом топливе, автомобилисты ругают различные присадки, благодаря которым повышается не только октановое число бензина, но и содержание в нем тех или иных веществ, способных со временем нанести значительный ущерб мотору, а то и полностью вывести его из строя. На самом деле, это не совсем так.

Стандарты качества допускают использование безопасных добавок в определенном, строго лимитированном количестве. В промышленных условиях проконтролировать этот процесс нетрудно, и характеристики бензина действительно становятся лучше. Но в кустарных условиях, когда, скажем, в бочку топлива выливается ведро присадки, соблюсти пропорции практически невозможно, и даже разрешенные добавки становятся потенциально опасными. О том, что «самоварные» заводы нередко грешат и добавлением куда более вредных веществ, лучше умолчать: готовый продукт может не только «убить» двигатель вашей машины, но и нанести существенный вред окружающей среде.

Но бензин – субстанция очень капризная. И даже по-настоящему хорошее топливо, соответствующее всем возможным стандартам, можно испортить неправильным хранением. Действительно, о технологиях перевозки и хранения топлива написано немало многостраничных нормативных документов. Значение имеет абсолютно все: в чем везут, где и как хранят, и многое, многое другое. И об этом моменте хотелось бы рассказать подробнее.

Чистота – залог качества

По стандартам, емкости для хранения топлива следует чистить с определенной регулярностью. Эта процедура довольно долгая и дорогая, и все это время контейнерная АЗС будет простаивать без дела, не принося владельцу прибыли.

Как правило, крупные топливные компании заключают контракты со специализированными организациями, выполняющими работы по зачистке резервуаров на нефтебазах и АЗС, либо имеют «чистильщиков» в своем штате. В масштабах большой сети из нескольких нефтебаз и сотен АЗС такие расходы неизбежны, тем более, что контролирующие органы периодически проверяют состояние хранилищ, а крупные компании дорожат своей репутацией, наработанной годами.

Печально, но факт: владельцы единичных АЗС часто экономят на чистоте. Акты о проведенных работах рисуются «на коленке», и предпринимателям греет душу тот факт, что ревизия может обойти их стороной, тем более, что подобные заправки чаще всего размещаются на задворках промышленных зон и городских окраинах, а офис – если он вообще существует – может постоянно переезжать с одного адреса на другой. Чаще всего, конечно, проверяющие довольствуются наличием самого акта, не вдаваясь в подробности: таковы особенности российской действительности.

У крупных сетей документооборот ведется куда более тщательно и открыто. Соответственно, проверяющим не придется даже «копаться» в истории: все документы им предоставляют по первому же требованию.

Если говорить о перевозке топлива, здесь отследить чистоту цистерн еще сложнее. Крупные игроки топливного рынка вовсе не заинтересованы в том, чтобы хороший бензин был испорчен из-за того, что в цистерне бензовоза АИ-95 смешался с остатками солярки, которую перевозили прошлым рейсом. У частных предпринимателей, большинство из которых заказывает услуги по перевозке топлива на стороне, такой вопрос не стоит вообще: как знать, может быть, за день до этого в цистерне перевозили мазут? А ведь такая смесь будет не то что вредной, а даже смертельной для машины.

Цена спокойствия

В свете всего сказанного выше, разница в цене на литр одной и той же марки топлива становится очевидной. Частные АЗС предпочитают экономить на всем, от «генуборки» до пожарной безопасности (эта тема заслуживает отдельной статьи, и в ближайшее время мы обязательно расскажем об этом). И пусть предприниматель старается работать честно: далеко не всегда удается сохранить качество бензина на том же уровне, каким оно было на нефтебазе производителя. Избежав трат на содержание АЗС, продавец может позволить себе немного снизить цену, привлекая таким образом клиентов. Что касается сетевых АЗС, компании закладывают свои расходы на содержание заправок в стоимость бензина. Разница минимальна: не больше полутора рублей. Это и есть цена спокойствия клиента – простого автомобилиста, который вовсе не желает тратиться на ремонт двигателя, сломавшегося из-за плохого топлива.

Фото: Фото с сайта Shutterstock.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем