– Каждый человек, выразивший желание взять ребенка в семью, должен пройти «Школу приемных родителей». Обучение в этой школе проводят специалисты вашего центра. Для чего нужны эти занятия, что на них изучают?
– Действительно, в Центре психолого-медико-cоциального сопровождения «Семья» организовано обучение для всех кандидатов в замещающие родители. С какой целью это делается? Во-первых, это передача информации об особенностях «наших» детей и их адаптации в семье. Мы объясняем приемным родителям, какие изменения ожидают их с появлением в семье ребенка. Занятия эти необходимы, ведь многие упражнения у нас даются не в лекционной форме, а на практике. Примеряя ситуацию на себя, человек осознает свои ресурсы и возможности. Когда человек говорит: «Хочу ребенка», за этим скрываются самые разные мотивы, некоторые из которых даже не осознаются. На занятиях у кандидатов в приемные родители появляется возможность осознать эти мотивы, вывести их на уровень сознания.
– Все ли пришедшие к вам на занятия в результате становятся замещающими родителями?
– В ходе занятий мы наблюдаем за поведением будущих родителей, за тем, как они контактируют в паре. Будущие усыновители пишут родительские сочинения о том, как возникло решение взять в семью ребенка, что мешало им принять это решение раньше, что поможет им в дальнейшем. Затем мы проводим диагностику с применением проективных тестов и стандартизированных методик, оценивая родительские, личностные качества и способы реагирования людей в стрессовой ситуации. По итогам диагностики составляется психологическое заключение, причем не на отдельного человека, а на семью в целом. Иногда в процессе обучения родители принимают решение отказаться от такого шага, как принятие в семью ребенка. Я считаю подобный поступок, если он полностью осознан, верным. Это лучше, чем находиться в эйфории и стоить воздушные замки.
Кстати, диагностику проходят все члены семьи, которые проживают совместно с потенциальными замещающими родителями, в том числе дети, бабушки, дедушки.
– А проводятся ли какие-либо занятия с детьми, которые будут переданы в замещающие семьи?
– «Своих» детей, тех, которые находятся в детских учреждениях, мы знаем и стараемся психологически подготовить ребенка к процессу усыновления.
Первый месяц в семье – медовый, проблемы появляются позже
– С какими проблемами приходится сталкиваться замещающим семьям на первых этапах адаптации ребенка в семье?
– Несмотря на то, что мы стараемся максимально подготовить родителей на своих занятиях, люди все равно оказываются не готовы к специфическому поведению детей. Например, дети из детских домов часто прячут хлеб под подушкой. Это поведение объясняется тем, что дети не умеют планировать свое будущее. Ребенок боится, что жизнь в семье скоро закончится, и делает «запасы». Наша задача – объяснить это родителям. Но самая главная проблема – дети, которые пережили психологическую травму. Практически с любым нашим ребенком нужно работать по коррекции эмоционального состояния: вывод ребенка из родной семьи, отказ от него – это всегда травма.
Адаптацию проходит не только ребенок, это взаимный процесс, родители тоже меняются. С появлением ребенка происходит перераспределение ролей в семье. Задача родителей – найти ребенку то место в семейной системе, где бы ему было комфортно. На первых порах процесс адаптации ребенка в замещающей семье проходит обычно без особых проблем, недаром его иногда называют «медовым периодом». Родители пытаются понравиться ребенку, ребенок – родителям, все понимаю друг друга с полуслова... Но как только ребенок немного освоился, расслабился, начинаются первые проблемы. Ребенок начинает болеть, вылезают болячки, и родители начинают носиться по больницам.
Затем начинается проверка границ дозволенного: ребенок совершает различные поступки и смотрит на реакцию родителей. Он делает выводы: насколько возможно «выкинуть номер» и что ему за это будет. Иногда проверка бывает настолько жесткой, что родители готовы отказаться от ребенка. Также на втором этапе адаптации ребенок опускается на более ранний уровень развития, так называемый регресс. Например, если пяти-шестилетний ребенок раньше хорошо разговаривал, то теперь он начинает сюсюкать, играть только с маленькими, то есть наблюдается поведение на более детском уровне развития.
– А чем это объясняется? Тем, что ребенку не хватало этого в детстве?
– Да. Любой человек проходит определенные вехи развития. Если ребенок с раннего возраста жил в детском учреждении и не имел опыта проживания в семье, то у него происходит задержка психического развития. Конечно, он переживает эти кризисы, но не в том объеме, как обычные дети. Сама система замещающих учреждений устроена таким образом, что у воспитателей нет возможности уделять особое внимание каждому ребенку. У ребенка развивается депревационный синдром, то есть недостаток общения с близким человеком. Вокруг много людей, но нет ни одного по-настоящему родного. Если ребенок находится в детском замещающем учреждении достаточно долго, переживая там возрастные кризисы, то эти же возрастные кризисы он будет переживать в семье, но в более ускоренном этапе, примерно в течение года-двух.
Главное – любовь, но установить рамки дозволенного нужно сразу
– Как выстраивать свою линию поведения в общении с приемными детьми? Ведь обычно появившийся в семье ребенок – долгожданный, и родители стараются выплеснуть на него всю свою любовь, баловать его...
– На первом месте все-таки должна быть любовь, но и без установки границ дозволенного нельзя. Дети очень быстро определяют, с кем из родителей можно манипулировать. Необходимо единство требований от всех членов семьи. Нельзя действовать по настроению: сегодня все можно, а завтра все запрещается. В таких случаях ребенок не знает, как реагировать. Так же важно научить ребенка правильно проявлять эмоции. У ребенка из детского дома эмоции, как правило, очень скудные, ведь рядом не было близкого человека, с которого он бы мог их считывать.
Кроме того, родителей пугает, когда у ребенка проявляются негативные эмоции, например агрессия или плач. У ребенка должна быть возможность проявлять все те чувства, которые он испытывает на данный момент. Ребенок приходит в семью не один, те отношения, устои, которые были в кровной семье, он приносит в новую семью. Взрослым людям очень сложно принять ценности чужой семьи, и новые родители начинают требовать от ребенка соблюдения норм, которые не были привиты раньше.
У любого, кто берет ребенка в семью, в голове складывается представление о том, каким должен быть идеальный ребенок: мальчик или девочка в костюмчике с рюшечками. Но ведь ребенок должен прыгать, бегать, шуметь, это нормальное поведение обычного ребенка. Также приходится сталкиваться с разницей темпераментов: если родители сдержанные, спокойные, уравновешенные, им сложно будет угнаться за гиперактивным ребенком, хотя кто-то другой на их месте легко справился бы с ситуацией. Мы в центре «Семья» специально разработали пособие для родителей, где рассмотрены подобные ситуации, отдельная глава посвящена трудному поведению детей.
– А если в новой семье возникают психологические проблемы, родители могут обратиться к вам в центр?
– С каждой приемной семьей наш центр и органы опеки заключают договор, в рамках которого семья находится на постоянном психологическом сопровождении и получает медицинские услуги. У нас работают психолог, детский психиатр, детский невролог, врач-дефектолог, который занимается нарушениям развития ребенка.
У тех, кто не хочет учиться, отговорки найдутся всегда
– «Школа приемного родителя» работает в будни или по выходным? Ведь все кандидаты в замещающие родители – люди работающие...
– Наша школа приемных родителей работает по будням. Всего проводится шесть занятий с глубоким погружением. Занятия начинаются в 10 часов утра и заканчиваются вечером. Мы пробовали проводить обучение по выходным и вечерами и убедились: если кто-то не хочет посещать занятия, отговорки всегда найдутся. Как правило, в этом случае приходилось слышать: «Я целую неделю работал, а вы хотите, чтобы я еще и выходные у вас проводил?» Со временем мы пришли к выводу, что оптимальным вариантом все же будут занятия в будни.
– Ваши специалисты с помощью различных игр и арттерапии способны понять, насколько комфортно ребенку в приемной семье. Расскажите подробнее об этих методиках.
– С маленькими детьми мы стараемся применять игровые методики, например песочную терапию. Также очень многое можно понять через рисунки, ведь дети часто затрудняются выразить свои чувства словами. Рисунок можно рассматривать и как диагностику, и как терапию. С родителями эта методика тоже работает: взрослые привыкли прикрываться словами, а через рисунки можно понять и систему взаимодействия в семье, и семейные коалиции, и кто какую функцию выполняет. Есть специальные программы коррекции, например по отработке с детьми травмы. С родителями в этом случае также проводится работа, ведь при коррекции у ребенка проявляются различные эмоции: страх, плач, агрессия. Наша задача – подготовить родителей к подобной реакции, объяснить им, что нужно делать в подобный момент.
– Бывают ситуации, когда ребенок и новые родители «не сошлись характерами», и ребенка приходится забирать из замещающей семьи?
– В каждой семье период погружения проходит по-разному, иногда он затягивается до двух лет. Мы работаем, чтобы случаев вывода ребенка из семьи не было.
– А бывают случаи, когда инициатором вывода из семьи является ребенок?
– На моей практике подобного не было. При устройстве в семью организуется гостевое посещение, когда родители смотрят, насколько ребенок активен, легко ли он идет на контакт. Если отношения изначально не складываются, и со стороны ребенка имеется мощное сопротивление, то мы не будем передавать этого ребенка в эту семью. Подобные проблемы можно выявить на первоначальных этапах, до оформления документов.
Фото: Фото из личного архива Эльзы АХМЕТОВОЙ