СЕЙЧАС +15°С

Год Дракона и... истории

На этой неделе президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ о проведении в 2012 году Года российской истории. Как сообщили в пресс-службе главы государства, это сделано «в целях привлечения внимания общества к российской...

Поделиться

Поделиться

На этой неделе президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ о проведении в 2012 году Года российской истории. Как сообщили в пресс-службе главы государства, это сделано «в целях привлечения внимания общества к российской истории и роли России в мировом историческом процессе». История и политика всегда идут рука об руку, и многие исторические события в разное время трактовались по-разному, в том числе и в Башкирии.

В понедельник, 9 января, президент Дмитрий Медведев опубликовал указ о том, что 2012 год объявлен Годом российской истории. Как правило, республиканские власти одновременно объявляют, чему будет посвящен год на территории Башкирии.

Как сообщил пресс-секретарь президента РБ Артем Валиев, сейчас в правительстве республики прорабатывается несколько тем, и до конца января будет объявлено, чему будет посвящен нынешний год.

Интересно, что в 2012-м страна будет отмечать несколько юбилейных дат. Это и 200 лет победы в Отечественной войне 1812 года, и 400 лет изгнания польских интервентов из Москвы народным ополчением под руководством Минина и Пожарского, и 1150 лет зарождения российской государственности, и 150-летие со дня рождения Петра Столыпина. Кроме этого запланирован еще ряд мероприятий, в том числе и в регионах. Для проведения Года истории создан специальный организационный комитет. Но что предполагается сделать за эти 366 дней, кроме как потратить деньги на широкое празднование юбилейных дат?

Доцент кафедры отечественной истории БГПУ им. Акмуллы, кандидат исторических наук Алексей Кортунов считает 2012 год хорошей возможностью для развития науки. В частности, эксперт говорит о необходимости систематизации и упорядочивания данных, опубликованных в учебниках. Не секрет, что в советские годы многие события в истории были сильно идеологизированы, а после перестройки их стали трактовать совершенно по-другому. Сейчас в учебниках царит полная неразбериха, нет единого взгляда на историю. Да и в жизни получается интересная ситуация, пожилая часть населения продолжает отмечать коммунистические праздники, а основная часть более молодого поколения даже толком не разбирается в значении новых.

«Тут должны быть задействованы и министерство образования России, и все структуры, связанные с исторической наукой: Академия наук РФ, вузы должны объединиться, создать какую-то основу для учебников. Много мнений, много учебников сейчас, а единого государственного ориентира, образца нет. Здесь нельзя быть очень либеральным, потому что история России – это история нашего государства, это идеология, это политика», – говорит Алексей Кортунов.

Эксперт считает необходимым уделять большее внимание изучению истории в школе, патриотическому воспитанию. «Это не решить флагами, гербами и приобщением к гимнам. Школьникам необходимо показывать отправные точки в нашей истории, героическое прошлое. Все это должно идти в комплексе вместе с празднованием юбилейных дат, – отмечает Алексей Кортунов. – Без исторической основы патриотического воспитания молодежи не получится. Конечно, все это не решается за один год, но начинать нужно, выработать методику преподнесения школьникам материала».

Власти Башкирии тоже по-разному трактовали исторические факты, чаще всего – в свою пользу. Например, пышные празднества по поводу включения Башкирии в состав России многие эксперты называли знаком окончания противоречий и потепления отношений между регионом и федеральным центром.

В Уфе уже несколько лет обсуждают находку ученых, которая позволяет предположить, что нашему городу больше лет, чем Казани. В 2006 году в центре Уфы, на пересечении улиц Пушкина и Воровского, начались археологические раскопки, согласно которым сделали предположение, что возраст города достигает полутора тысяч лет.

«Расхожее мнение о том, что Уфа едва перевалила за 430-летний рубеж, основывается на элементарной безграмотности и незнании истории. А я, как историк, хорошо осведомлен о времени возникновения нашего города», – убежденно заявлял по этому поводу вице-президент Академии наук РБ профессор Нияз Мажитов.

Но далеко не все ученые поддерживают своего коллегу и отмечают, что найденные артефакты не имеют отношения к Уфе, так как упоминание о городе не встречается в исторических хрониках того времени.

«Да, после пышных торжеств по поводу 1000-летия Казани многие поволжские города бросились «удревняться». Саратов возводит свою история к золотоордынскому городу Укеку. В Самаре при губернаторе Титове тоже стали «шарить» в глубине веков, ныне вроде успокоились. В Чебоксарах заговорили, что новгородские купцы и разбойники (ушкуйники) обосновались на этом месте задолго до Ивана Грозного, – делился своими мыслями по этому поводу доктор исторических наук, сотрудник Уфимского научного центра РАН Михаил Роднов. – С одной стороны, это конъюнктура, желание под юбилей «выбить» финансирование, «покрасоваться» перед верховной властью, соседями. С другой стороны, в рыночной экономике имидж, товарная марка стоит огромные деньги, и все серьезные компании строго следят за своей родословной. Есть даже целое направление в истории экономики, изучающее фирмы-долгожители (существующие столетиями)».

Одним из главных инструментом пропаганды считает историю и политолог Аскар Фазлыев.

«Это еще и поиск национальной идентичности, поиск национальной идеи. Многие обществоведы приходят к выводу, что многие проблемы в России существуют из-за того, что нет национальной идеи. А история – это один из инструментов ее поиска и формирования», – отмечает Аскар Фазлыев.

С этим сложно не согласиться. Ведь в царской России жизнь определялась такими понятиями, как православие, самодержавие, народность, а в советские годы миллионы людей объединяла идеология всеобщего равенства и братства. Попробуйте назвать идеологию современного государства?

«Должна быть идея, которая позволит объединиться этнически разным народам России», – говорит Аскар Фазлыев. Для себя в качестве основы для национальной идеи эксперт видит два момента: приспособленность к суровому климату и терпимость народов России друг к другу. Он напоминает, что на территории России за всю историю было не так уж много конфликтов на национальной и религиозной основе. Погромы в нашей стране не имели такого масштаба, как вырезание гугенотов или холокост в Германии.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter