Спустя 66 лет после Победы ветераны Великой Отечественной доживают свой век в полуразрушенных избушках. В Туймазинском районе ветеран обратился в администрацию с просьбой предоставить ему жилье, однако чиновники отказали пожилому человеку.
«Из акта обследования жилищных условий комиссии следует, что жилой дом ветхим и непригодным для проживания не признан. Между тем установлено, что указанный акт нельзя признать соответствующим закону, поскольку документ составлен неправомочной комиссией», – говорит помощник Туймазинского межрайонного прокурора Антон Иванов.
В состав комиссии для обследования жилого помещения по закону должны входить представители ведомств, в полномочия которых входит контроль в сфере санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической безопасности, защита прав потребителей и благополучия человека, инвентаризация и регистрация недвижимости. А в районе, как оказалось, даже не издано постановление о создании межведомственной комиссии, не утверждено положение о ее составе.
Делом ветерана занялась прокуратура. Главе районной администрации внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства и законодательства о социальной защите ветеранов.
Семен Зайникаев – единственный ветеран Великой Отечественной в своей деревне Амзибаш. Участник Сталинградской битвы, узник немецкого концлагеря и сталинских репрессий живет в разваливающемся доме. В полу огромные щели, жилище продувается, крыша течет. Из удобств – деревенский рукомойник в доме. Туалет на улице, баня топится по-черному. Вместо водопровода во дворе даже не колодец, а труба, вкопанная на пять метров в землю. Все хозяйственные постройки давно разрушились. На облезшей деревянной стене красивая новенькая табличка «Здесь живет участник Великой Отечественной войны».
По официальной справке БТИ на 30 апреля 2010 года износ дома составляет всего 50% – жить можно. Ему бы пожаловаться на чиновников, да не умеет. К тому же до районной администрации надо еще добраться. В 88 лет преодолевать расстояния в десятки километров – это непросто.
Семену Зайникаевичу государство смогло выделить лишь 90 тысяч рублей на ремонт. Получить сумму деньгами нельзя – пришлось выписывать стройматериалы. В результате «помощи» хватило лишь на частичный ремонт фундамента и замену трех окон на фасаде дома. Остальные окна остались старыми. Вместо фундаментных блоков, которые ветеран выписал, дали рыхлые кирпичи, разваливающиеся в руках.
«Он единственный ветеран на всю деревню, живет в центре, рядом со школой, а помочь ему никто не хочет», – рассказывает житель Нефтекамска Александр Афанасьев. Деревня большая, продолжает он, в советское время была зажиточной. И сейчас здесь продолжают строить «хорошие» дома. И никому нет дела, что в самом центре села немым укором местной власти стоит избушка участника войны.
Жилищный вопрос так и не решен. В ближайшее время дочь ветерана собирается обратиться в прокуратуру. Обеспечить всех участников войны достойным жильем для чиновников было важно к 65-летней годовщине Победы. Сейчас, когда круглая дата отмечена, проблема, кажется, отошла на второй план.
Ветераны ждут. До 90-летия Семену Зайникаеву осталось всего ничего. А доживет ли победитель до новоселья?
Фото: Фото Александра АФАНАСЬЕВА