В Башкирии завершено расследование громкого уголовного дела. Прокурор республики Сергей Хуртин утвердил обвинительное заключение в отношении 42-летнего уфимца и 38-летнего жителя Уфимского района. Их будут судить сразу по нескольким статьям Уголовного кодекса: «Организация покушения на убийство из корыстных побуждений», «Покушение на убийство, совершенное по найму», «Приобретение, хранение, перевозка и ношение огнестрельного оружия», сообщает пресс-служба прокуратуры Башкирии.
На скамье подсудимых – бывший директор уфимского электролампового завода «Свет». По версии следствия, именно он заказал убийство бухгалтера предприятия. Перед правосудием также ответит и непосредственный исполнитель преступления.
Татьяна Огородникова пришла на завод в начале 90-х годов прошлого столетия. Руководивший тогда предприятием Василий Борисов очень ценил молодого экономиста и видел ее в будущем своим заместителем. Но внезапная гибель генерального директора в автомобильной катастрофе, все поменяла в одночасье. На место Василия Акимовича в 1997 году приходит его 29-летний сын Станислав.
Тот день, 25 марта 1998 года, навсегда остался в памяти Татьяны Огородниковой и ее супруга. На женщину было совершено покушение утром в подъезде ее собственного дома. Ее муж Валерий в тот момент был на улице. Он парковал автомобиль поближе к подъезду, собирался, как обычно, везти жену на работу.
Киллер стрелял в женщину пять раз. Все пули достигли своей цели: четыре попали в голову, одна – в шею. Врачи, который боролись за жизнь женщины, не тешили родственников благополучными прогнозами. Они готовили их к самому худшему. Но несмотря на столь серьезные травмы, Татьяна Огородникова выжила. Три месяца она находилась в состоянии комы, перенесла многочисленные операции. В результате сегодня Татьяна Огородникова – инвалид первой группы бессрочно. У нее парализована правая половина тела, нет части гортани, в голове установлен электрический шунт, который регулирует отток крови, помимо этого осталось много осколков, которые врачи удалять не решились.
В связи с тем, что установить подозреваемых в 1998 году следствию не удалось, дело было приостановлено и возобновлено только феврале 2009 года. Именно тогда задержали предполагаемых заказчиков и исполнителя покушения на заказное убийство.
«В марте 1998 года у Станислава Борисова возник умысел на физическое устранение начальника финансово-сбытового отдела данного предприятия Татьяны Огородниковой. Она препятствовала ему в совершении незаконных сделок на предприятии и получении материальной выгоды. Борисов обратился к своему водителю Вадиму Филиппову с просьбой найти исполнителя убийства. Тот привлек к совершению преступления своего знакомого Владимира Васильева. За устранение женщины Борисов выдал исполнителю 10 тысяч долларов США, пистолет марки «ТТ» с прибором бесшумной стрельбы и 16 патронов», – рассказала старший помощник руководителя СУ СК РФ по РБ Светлана Абрамова.
Следственный комитет Башкирии в сентябре 2010 года сообщил о том, что расследование уголовного дела завершено. «Следствием собрана достаточная доказательственная база, в связи с чем уголовное дело после утверждения обвинительного заключения направлено в суд для рассмотрения по существу», – говорилось в пресс-релизе ведомства.
Однако в ходе предварительного слушания, прошедшего в октябре того же года в Верховном суде РБ, были выявлены существенные процессуальные нарушения, допущенные в ходе предварительного следствия.
«Это повлекло за собой лишение и стеснение гарантируемых законом прав участников уголовного судопроизводства, которые невозможно устранить в ходе судебного разбирательства. Из-за этого суд не может вынести приговор или иное решение на основании представленного обвинительного заключения. Суд счел, что имеются предусмотренные законом основания для возвращения уголовного дела прокурору», – прокомментировала помощник председателя Верховного суда РБ Елена Макушина.
Тогда Татьяна Огородникова и ее супруг опасались, что, «возвратив дело прокурору, суд поставит на этом уголовном деле крест». Спустя девять месяцев прокурор вновь утвердил обвинительное заключение. У потерпевшей и ее родственников остается еще одна, возможно, последняя надежда, что виновные наконец-то будут наказаны.
Фото: Фото Дмитрия ЯНЧЕНКО