Уфимцы вновь хотят отставки мэра. Такое требование указано в одном из пунктов резолюции, принятой участниками митинга на площади перед Горсоветом. В частности, люди возмущены тем, как чиновники решают их жилищные проблемы.
Городские власти пытаются переселить жильцов домов, признанных аварийными, в другие квартиры. А те ожесточенно сопротивляются. Все потому, что в старых бараках у них сегодня есть хоть какие-то условия и пространство для жизни. Система, конечно, коридорная, но есть где разместиться и где хранить вещи.
Уфимец Азат Сиразетдинов называет себя «теперь бывшим жителем» дома №36 по улице Российская. Этот коммунальный барак несколько лет назад власти капитально отремонтировали после пожара. Тогда его жители умоляли не восстанавливать дом, а дать им новые квартиры. Но к их мнению не стали прислушиваться. По справкам БТИ выходит, что дом после ремонта вполне пригоден для жизни. Но... почему-то он был признан аварийным. Людям предложили переехать на окраину города. Семье Сиразетдиновых, супругам, их взрослым детям, снохе и внучке выделили, например, помещение в Затоне. Жильцы квартала, ограниченного улицами Львовская, Российская, Ладыгина и Шота Руставелли, считают, что их дома признаны аварийными незаконно. Они создали Комитет гражданского контроля квартала и решили стоять до последнего. Конечно, если бы людям предоставили жилье по существующим социальным нормам, они вряд ли стали бы сопротивляться переселению. Но чиновники городской администрации решили, что в этом нет необходимости. Семьи из четырех-семи человек должны были получить по одной комнате в типовой квартире, рассчитанной на одну семью и не предназначенной под коммунальное проживание. В соседних комнатах – чужие люди. Расселение происходит без учета социального состава семей и состояния здоровья людей.
Азат Сиразетдинов теперь ночует, где придется. На одну ночь приютят родственники, на другую – друзья. Молодой человек всерьез намерен подать в суд на тех, кто проводил принудительное выселение.
«Судебные приставы взломали дверь, выставили окно и выбросили наши вещи на улицу. Описи имущества в нарушение закона они не составляли. А в акте о выселении не был указан адрес, куда нас перевозят. Как мы могли согласиться выехать, если не было уверенности в том, что новое жилье существует?» – говорит он.
Мать молодого человека Рузима Сиразетдинова в тот день вернулась с работы и застала всю семью: мужа, двух сыновей и сноху с годовалой внучкой на улице. Девочка сейчас болеет: то ли перегрелась на солнце, то ли попала под дождь, который начался после обеда. У самой женщины сильно подскочило давление – пришлось вызывать скорую. Вещи и продукты промокли под дождем, часть их пропала.
Руководитель комитета гражданского контроля квартала Василий Гуцол впоминает, что несколько лет назад прежний президент Муртаза Рахимов обещал, что их переселят в строящийся поблизости новый дом. Об этом даже было напечатано в газете. Новый дом построили, но об обещании забыли. «Нас должны были переселить, но не из центра города к черту на кулички!» – возмущается пенсионер.
Комнаты выселенных жильцов постарались сделать непригодными для жилья: сегодня здесь взломаны полы, вырваны розетки. Люди не понимают: кому нужна такая спешка, ведь по многим жильцам этого дома решения не приняты, и они продолжают жить здесь. Одну из женщин вообще вряд ли удастся выселить: суд отказал администрации в соответствующем иске.
Вчера в Уфе весь день выселяли жильцов другого дома, по улице Рижская, 6а. Семье из семи человек предложили двухкомнатную. Среди них – двое детей и взрослый мужчина-инвалид, имеющий по закону право на отдельную комнату. В старом бараке она у него есть, в новой квартире – точно не будет.
Дело закончилось тем, что людей выселили из двух комнат барака, но оставили в покое пристрой, который люди возводили самостоятельно с разрешения собственника здания. Хозяйке, правда, в результате стало плохо, и ее увезли в больницу.
Семью Фархутдиновых также планировали переселить из 15-метровой комнаты в доме по улице Шота Руставели в аналогичную же в Деме. Семь человек подали в суд и выиграли дело. Суд Октябрьского района Уфы обязал городскую администрацию предоставить двум семьям в социальный найм благоустроенную квартиру площадью не менее 84 квадратных метров, а брату хозяйки – отдельное жилье. Решение было вынесено в начале июня прошлого года, однако почти год администрация не спешила исполнить решение суда. Жилье Фархутдиновы получили совсем недавно. В новой квартире не оказалось плиты, но, по сравнению с другими ситуациями, это такая мелочь...
В большинстве случаев суды встают на сторону администрации и выносят незаконные решения. Судьи чаще обслуживают интересы чиновников, чем защищают граждан, объясняет правозащитник Сергей Наумкин.
«Да, где-то у нас законы противоречат друг другу, где-то граждане были недостаточно активны и не сразу встали на учет в качестве нуждающихся. Но ведь нельзя, некрасиво этим пользоваться! Таких случаев много в России, а в Башкирии, к сожалению, их еще больше. Администрация города и республиканская власть видит прежде всего интересы инвесторов и готово освобождать для них в центре города площадки. Да, при этом расширяется жилищное строительство, но расширяется оно не в интересах граждан, которых загоняют в еще более тесные «коммуналки ХХI века». Администрация должна действовать в интересах граждан, а действует против них», – говорит он.
Тем не менее, по словам Сергея Наумкина, в ряде случаев правоту людей удается отстоять. Дело идет, хотя и тяжело: ценой сердечных приступов и нервных срывов уфимцев. А ведь многие вопросы можно решить, не доводя людей до экстремальных поступков, не стравливая их с застройщиками и судебными приставами...
Фото: Видео Рустема ВАЛИДОВА