Буквально на днях в Сочи завершился XXII Открытый российский кинофестиваль «Кинотавр». Примечательно, что среди конкурсных работ оказался фильм уроженца Уфы Романа Каримова «Вдребезги». Таким образом уфимский режиссер уже дважды отметился в высших кругах российского кинематографа. Еще в прошлом году Роман Каримов сенсационно завершил XVIII кинофестиваль «Окно в Европу» в Выборге. Тогда он получил Гран-при за свой фильм «Неадекватные люди», обойдя таких корифеев отечественного кинематографа, как Станислав Говорухин, Алексей Балабанов и многих других. Теперь Роман Каримов – герой нашей рубрики «Персона недели».
– Здравствуйте, Роман!
– Здравствуйте!
– Скоро у вас день рождения, поэтому с наступающим!
– Спасибо!
– Отмечать будете?
– Обычно я не отмечаю. Если только с женой куда-нибудь пойду. (Смеется.)
– Хорошо, поговорим о кино. Если быть точнее, о 22-м кинофестивале «Кинотавр», который завершился в Сочи буквально на днях... Как все прошло?
– Да просто отвратительно! Спросите у любого человека, каково смотреть фильм в сочинском Зимнем театре. Например, там был фильм Гордона, в котором наблюдался очень характерный одесский акцент. Люди просто ничего не понимали. При просмотре моего фильма не понимали, потому что там очень много музыки, спецэффектов, звуков моторов. И все это превращалось в кашу.
– Это как-то связано с тем, как вы игнорировали дресс-код? На церемонию закрытия «Кинотавра» вы явились в спортивной рубашке и кедах, а, представляя свою картину в конкурсном показе, и вовсе вышли на сцену Зимнего театра в шортах и пляжных тапочках...
– Если бы фестиваль, который так заботится, чтобы у них был соблюден дресс-код, предоставил мне костюм, я бы с удовольствием его надел. У меня просто нет костюма, поэтому я его и не надевал. Кроме того, я бы посоветовал «Кинотавру» переориентировать интересы от «бухалова», «хавчика» и дресс-кода в сторону непосредственно кино, потому что техническое состояние фестиваля оставляло желать лучшего.
– На фоне вышесказанного страшно подумать о башкирском кинематографе... По-вашему, он вообще есть?
– Наверняка, есть, я его не видел, к сожалению. Это ни о чем не говорит, кроме как о том, что башкирские пиарщики в области кинематографии не справляются со своей работой.
– Можно ли развить кинематограф в рамках одного региона?
– Да в рамках чего угодно можно раскрутить! Это личная воля отдельных людей. Деньги в стране снуются баснословные, тем более в Башкирии. По воле отдельных лиц можно сделать все что угодно. «Салават Юлаев» стал же чемпионом. Также до абсолютных небес можно поднять и башкирский кинематограф. Все в руках людей, у которых куча денег.
– Вернемся к «Кинотавру». Ваша картина «Вдребезги» вошла в основной конкурс, что уже заслуживает уважения. Вы рассчитывали на что-то большее?
– В плане призов?
– Именно.
– Нет, не рассчитывал, потому что формат фестиваля такой. Я считаю, что само вхождение фильма «Вдребезги» в конкурсную программу – нонсенс. «Вдребезги» – очень яркое, зрительское, жанровое кино. Причем очень наглое и беспардонное. А «Кинотавр» не любит фильмы такого формата, и очень странно, что мы попали на этот фестиваль.
– Но все же попали...
– Я мог надеяться получить там какой-нибудь технический приз, например, за операторскою работу или музыку. Однако мы ничего не получили, и в этом нет ничего удивительного.
– Как возникла идея создания этого фильма?
– На Западе это называют антологией, у нас любят слово «альманах». «Вдребезги» – фильм, состоящий из трех историй. Мне пришла идея написания первой. Эту короткометражку я придумал, когда еще жил в Лондоне. Тогда я хотел реализовать ее как отдельный сегмент, но Виталий Мухаметзянов со студии «Муха» убедил меня дописать еще три истории и сделать полнометражный фильм.
– Из-за изобилия черного юмора и крови в этой картине ваш стиль сравнили с исполнением Тарантино и Гая Риччи. Что вы скажете по этому поводу?
– Неправильное это сравнение. От фильма «Вдребезги» у меня возникают абсолютно другие эмоции. И он гораздо шире, чем фильм, который можно было бы сравнить только с этими двумя авторами.
– Значит, нет ничего общего?
– Что-то, может быть, и есть. Например, потому что этот фильм о выборе и имеет сегментированную структуру, как в тарантиновском «Криминальном чтиве». В этом смысле есть налет постмодернизма, наглости. Еще там много стреляют, много бьют, ездят на тачках и ругаются. Может быть, поэтому сравнили...
– А творчество каких кинорежисеров вам ближе всего?
– Ближе всего творчество искренних режиссеров. Например, бельгийские режиссеры братья Дарден. Очень близки. Из российских: трудно сказать. Есть отдельные примеры, которые вызывают у меня умиление. Это Герман младший, Хлебников. Из последних понравился фильм Александра Гордона «Огни притона» и картина Виктора Шамирова «Упражнение в прекрасном».
– Какое-то время вы жили в Лондоне, работали на ведущих телеканалах мира, среди которых был и БиБиСи. Что заставило вас вернуться в Россию?
– Нельзя сказать, что прямо так «жирно» работал. Вернулся по легальным соображениям. Я там находился не совсем легально. Это во-первых. Во-вторых, у меня заболела мама. К тому же, тогда начал подниматься российский кинематограф из какого-то небытия. Не скажу, что он превратился из хорошего в лучший, скорее, из никакого в какой-то. И поскольку меня всегда больше привлекало кино, а не телевидение – я вернулся.
– «Вдребезги» – это уже вторая ваша работа, которая была признана не только обычными любителями кино, но и кинокритиками. В прошлом году вы получили Гран-при кинофестиваля «Окно в Европу» за фильм «Неадекватные люди». Планируете участвовать в фестивале в этом году?
– Я думаю да. Наверняка, нас впишут в какую-нибудь особую программу. И если меня пригласят, я с удовольствием съезжу хотя бы для того, чтобы сравнить его с уровнем «Кинотавра». В прошлом году на «Окно в Европу» нас показывали в последний день, тогда же мы приехали, и у меня не было возможности увидеть сам фестиваль.
– Повезете фильм «Вдребезги»?
– Да, но не для конкурса, потому что картина уже была на конкурсе «Кинотавра». Скорее всего, это будет какая-то особая категория.
– О чем будет следующая картина Романа Каримова?
– Я не знаю. Сейчас я пытаюсь выбрать из нескольких вариантов. Постараюсь определиться уже этим летом.
– Вы часто бываете в Уфе?
– Очень редко, потому что нельзя сказать, что я зарабатываю столько денег, чтобы позволить себе летать в Уфу на один-два дня. А больших перерывов в работе у меня не бывает.
– Но остались близкие люди?
– Да, конечно. Остались родственники, друзья, родители.
– Вы ходите в кино?
– Раньше часто ходил, а сейчас практически не хожу, потому что сам занят созданием фильмов. Времени нет.
– Тогда какой отдых вы предпочитаете?
– Я не могу сказать, что моя жизнь разделяется на работу и отдых. Меня не напрягает то, что я делаю, поэтому мне нет смысла отдыхать. Я потихонечку занимаюсь своим делом, это является и работой, и отдыхом.
– Что вы пожелаете пользователям сайта Ufa1.ru?
– Смотрите побольше хороших фильмов! Не важно где: скачивайте в Интернете, покупайте лицензионное DVD, ходите в кино!
– Спасибо, Роман! Творческих успехов вам!
– Спасибо большое! До свидания!