Башкирия передает опыт тестирования молодежи на употребление наркотиков другим регионам. На прошедшем в понедельник в Иркутске Госсовете президент Дмитрий Медведев назвал наркоманию «угрозой глобального характера» и признал, что стратегия государственной антинаркотической политики ожидаемого эффекта пока не дала.
Для борьбы с наркоманией предложено ввести тестирование на наркотики в школах, вузах и при приеме на работу во всех регионах федерации.
Вопрос о тестировании на наркотики в школах обсуждается с сентября 2009 года. В защиту идеи неоднократно высказывался глава федерального Наркоконтроля. Правда, пока тестирование учеников старших классов в рамках эксперимента идет лишь в нескольких регионах. И на добровольной основе.
В числе опытных площадок оказалась и наша республика. Республиканский наркоконтроль и власти с самого начала эксперимента отзываются о нововведении только положительно. Противится процедуре лишь малая часть учеников и их родителей. Так, по данным главы региона Рустэма Хамитова, таковых лишь 3%. В Ханты-Мансийском автономном округе, к слову, от тестирования отказались 15% родителей.
В республиканском Наркоконтроле нововведение считают полезным и совершенно необходимым в современных реалиях. Глава ведомства Валерий Кокин не раз называл протесты правозащитников на этот счет несостоятельными. «Наоборот, мы защищаем детей от потребления наркотиков. На несовершеннолетних наркопотребителей мы воздействуем не силовыми, а воспитательными методами. Выявленных потребителей наркотиков не ставят на учет, наркополиция вообще не знает их имен. Правильное воспитание избавит нас от спроса на наркотики, а это главное», – уверен он.
Педагог Гульнара Камалова видит в тестировании на наркозависимость пока лишь плюсы. «Я к этой идее отношусь хорошо. Сын прошел этот тест, как и все его одноклассники. Хотя я и без тестов доверяю своим детям. Но ведь есть родители, которые в принципе не интересуются жизнью своих детей. В этом случае подобные вещи необходимы. Ведь этим детям можно помочь. Лучше вовремя выявить наркозависимость и предотвратить трагедию», – считает она, в то же время замечая, что лучшее лекарство от дурных привычек – это кружки и студии в свободные от уроков часы.
В пользу обязательного тестирования также высказались глава Роспотребнадзора РФ Геннадий Онищенко и уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов. Между тем ряд общественников, юристов и родителей сомневаются, что инициатива не нарушит конституционных прав человека.
«Допустим, у кого-то обнаружится зависимость. Какие меры будут предприниматься дальше? Если ребенку будут оказывать помощь, это, безусловно, хорошая идея. А если в нарушение закона о его проблеме узнают одноклассники и их родители?», – сомневается уфимец Алексей Володеев.
Многие: и федеральные чиновники, и простые граждане – обращают внимание на сверхзатратность тестов.
«Интересно, сколько стоит тест? Я вот нашел за 6300 рублей. И сколько у нас детей. Подозреваю, что тут не обошлось без лобби производителей этих тестов», – предполагает еще один уфимец.
Бессмысленной систему тестирования считает и ряд независимых экспертов. Дело в том, что стоимость проекта очень высока, а процент выявляемых таким образом потенциальных наркоманов, по опыту регионов, очень низок. Кроме того, далеко не в каждом населенном пункте сегодня существует реабилитационный центр для наркозависимых, и закон о защите персональных данных не всегда соблюдается.
«Введение тестов возможно только в том случае, если будут четко прописаны их юридические последствия и ответственность должностных лиц за разглашение информации, – считает юрист Сергей Степанов. - Например, предлагается ввести санкции для уличенных в наркомании студентов. Но ведь при нашем уровне коррумпированности «папики» все равно откупят своих сынков, а попрут из вузов деревенских травокуров. И что, вы думаете, деревенский парень одумается и восстановится?»
Значительная часть граждан, высказываясь против тестов, указывает правительству, что оно вновь борется со следствием, а не с причинами национального бедствия. Впрочем, о последних власти уже тоже задумались. В частности, обсуждается проблема дезоморфиновой наркомании. Предлагается, например, запретить массовую продажу кодеиносодержащих лекарственных препаратов, которые сегодня доступны каждому, а также ввести принудительное лечение зависимости. Власть обещает, что у наркоманов останется право на государственную помощь и реабилитацию.
Фото: Фото с сайта TFile.ru