– Здравствуйте, Равиль Вилсорович! Хочу начать интервью с очень социально-значимого события для нашего города. Буквально на днях «Башавтотранс» запустил новую акцию – стоимость проезда на некоторых маршрутах снизилась с 15 до 10 рублей. Будучи заместителем генерального директора по экономике и развитию расскажите об этой акции.
– Мы изучаем реакцию рынка на снижение цены, получим необходимые нам данные по изменению пассажиропотока и другую информацию, будем определяться с нашими дальнейшими шагами.
– Как часто компания проводит подобные мероприятия? Что и когда последует после этой акции?
– Мы функционируем в условиях высококонкурентного рынка, поэтому все мероприятия направленные на создание нашей ценности в глазах пассажиров можно назвать подобными. Сейчас в работе не один десяток проектов. А о том, что будет дальше, мы будем стараться вас информировать.
– Логичным было бы спросить вас про услугу «Транспортная карта». Расскажите для тех, кто не знает, как она работает?
– Развитие проекта «Транспортная карта «Башавтотранс»» на сегодняшний день является одним из приоритетных направлений нашей деятельности. Коротко объясню в чем ее суть: в то время, как стоимость проезда за наличный расчет в ГУП «Башавтотранс» составляет 15 рублей, стоимость проезда по карте минимум на треть дешевле. Если же вы покупаете карту номиналом 450 рублей, то поездка и вовсе стоит вам 8 рублей 40 копеек. Разница почти в два раза и наши пассажиры это чувствуют! Более половины всех поездок по Уфе и другим городам Башкирии люди оплачивают именно транспортными картами. Сегодня вы можете обменять пустую карту на пополненную у любого кондуктора.
– Равиль Вилсорович, теперь добавим немного «перчинки». Погорим о другой акции, которая проходит в эти дни. Я говорю об операции «Автобус», в ходе которой выявляются водители-наркоманы. Эта тема стала очень обсуждаемой в последнее время и вызвала бурный общественный резонанс. Что вы можете сказать по этому поводу?
– Я могу дать категоричный ответ, что случаев выявления наркоманов среди водителей ГУП «Башавтотранс» не зарегистрировано. В ходе акции «Автобус» филиал ГУП «Башавтотранс» РБ проводит совместные мероприятия с УГИБДД МВД по РБ, УФСКН по РБ по профилактике употребления наркотических средств.
– Кто отвечает за допуск водителей к автобусам?
– За это отвечает: первое – медицинский работник, второе – диспетчер, третье – механик ОТК (отдел технического контроля – Прим. ред). Каждый из них проводит осмотр водителей перед выпуском на линию. Медицинский работник, имеющий соответствующую аттестацию и прошедший обучение – проводит медосмотр с применением специальных медицинских приборов. Диспетчер и механик ОТК проводят визуальный осмотр. Проще говоря, мы выполняем полностью все требования действующего законодательства в этом отношении.
– Какие меры предпринимаются ГУП «Башавтотранс», чтобы своевременно выявлять нерадивых водителей?
– При приеме на работу водителей, запрашиваются сведения о состоянии на учете в нарко-психологическом диспансере, ИТР (инженерно-технические работники – Прим. ред) предприятия пользуются методическими рекомендациями, появления среди водительского состава лиц, употребляющих наркотические вещества. Рекомендации утверждены отделом транспортного управления по обеспечению жизнедеятельности города. Кроме того, проводятся лекции с участием водительского состава и ИТР предприятий по профилактике наркотических веществ. Это конечно сухой язык, но опять же мы действуем в рамках того, что требует законодательство. И, соответственно, вне этих рамок конечно же мы требует от руководителей филиалов делать все, чтобы люди, которые, на наш взгляд, могут являться сомнительными, с точки зрения здоровья, психологического состояния – не допускались к работе. Потому что мы перевозим пассажиров и, соответственно, несем полную ответственность за их здоровье и безопасность.
– Если говорить о безопасности пассажиров, есть ли какие-то определенные стандарты, которые ужесточаются каждый год и к которым вы все время стремитесь?
– Естественно, это ремни безопасности, страховка от несчастного случая при междугородних перевозках. Ничего удивительного здесь нет. Ежегодно проводится обучение водительского состава, в соответствии с законодательством проводятся различные стажировки. Все это в совокупности влияет на повышение водительского мастерства. Законодательство в плане безопасности граждан, оно постоянно модифицируется. И мы внимательно изучаем все изменения. «Башавтотранс» работает в рамках законодательства и выполняет все необходимые требования.
– Продолжая тему пассажирских перевозок. На сайте ГУП «Башавтотранс» я нашел любопытную информацию. Ваша компания оказывает VIP-обслуживание автобусами представительского класса. Что это за автобусы?
– VIP-обслуживание обычно осуществляется туристическими автобусами. К туристическим автобусам принято относить модели для путешествий на дальние расстояния. Основными преимуществами данных автобусов являются их привлекательный внешний вид, хороший обзор, открывающийся из окон водителя, комфортные сиденья, достаточно места для размещения багажа, отличная устойчивость на шоссе.
– Насколько сильно они отличаются от тех, в которых мы ездим каждый день?
– Если говорить об автобусах, на которых мы ездим каждый день, то это городские, конструктивно они отличаются от междугородних: в них меньше посадочных мест, они должны быть максимально удобными для быстрой посадки-высадки, желательно «низкопольными».
– Почему?
– Задачи другие. Городские перевозки осуществляются на разные расстояния по определенным маршрутам с остановками примерно через каждые триста-пятьсот метров.
– И вопрос, который волновал с самого детства. Будут ли в Уфе ездить двухэтажные автобусы, например, такие как в Лондоне?
– Не хочу разбивать вашу мечту. Пока мы этот вопрос не изучали. Но на отрицательное решение могут повлиять следующие факторы: зимние заносы, стандарты по высоте подвеса троллейбусных проводов, цена и многое другое. Но если говорить об автобусах сверхбольшой вместимости, то по улицам Уфы уже ездят так называемые «гармошки» длиной 18,5 м и вместимостью 146 пассажиров.
– Теперь перейдем к более ранней деятельности. Насколько мне известно, вы несколько лет работали в СМИ. И как правило, вы всегда стояли у истоков. Поправьте, если ошибаюсь: это организация вещания телеканала «ТНТ-Уфа», вы открывали филиал «Российской газеты» в нашем городе, безусловно, ваш культовый проект «Радио Manhattan». Вы любите начинать все с нуля?
– Хочу верить в то, что в душе я созидатель. Нет принципиально большой разницы, начинать проект «с нуля», или «заходить с середины» (создавать или поднимать). Мир настолько динамичен, конкурентная среда, предпочтения потребителей настолько изменчивы, что практически любой, даже самый устойчивый проект, требует от управленца навыков антикризисного управления.
– И все же, в свете вышесказанного, создается впечатление, что ваша предыдущая деятельность не совсем сочетается с тем, чем вы занимаетесь сегодня. Неужели в «Башавтотрансе» тоже нужно было начинать с нуля?
– «Башавтотрансу» в этом году исполняется 90 лет. Было бы несправедливо и неправильно говорить о том, что здесь приходится начинать все с нуля. Это компания с огромной историей, большими традициями. Компания серьезная, крупная, второй перевозчик в России. Но тем не менее, здесь огромное поле для приложения усилий. Нам еще много чего предстоит сделать в «Башавтотрансе». Чтобы через какое-то время сказать, что компания соответствует разным критериям: мировому уровню в организации труда, управлении, организации бизнес-процессов.
– Так, об автобусах поговорили. Простите за каламбур, поехали дальше... Равиль Вилсорович, вы основатель самого концептуального FM-радио в Уфе – «Радио Manhattan». Расскажите, откуда появилась эта станция?
– Если вы помните, то «Радио Manhattan» появилось на частоте, на которой раньше вещало «Радио Булгар». «Радио Булгар» сильно досталось во время последних президентских выборов (выборы президента РБ в 2003 году – Прим. ред). Фактически, после этих бурных политических событий проект «Радио Булгар» прекратил свое существование. Потому что в один прекрасный момент от радиостанции осталась небольшая кучка оборудования и все. Больше ничего. В этот момент появилась идея сделать новое, интересное, другое радио. Мы серьезно задумались о том, какой радиостанции не хватает в Уфе, какая ниша не заполнена. Мы изучали то, что присутствует на радиорынке. Перебрали несколько вариантов среди сетевых радиостанций и в один прекрасный момент нам показалось, что у нас достаточно энергии и креатива, для того, чтобы сделать собственную радиостанцию.
– То есть это исключительно уфимский проект?
– Да, это чисто уфимский проект.
– Откуда взялось название?
– Манхэттен – это финансовый центр мира, сгусток. Мы тоже захотели сделать музыкальную концентрацию всего, что, на наш взгляд, являлось лучшим. В этом была суть идеи радиостанции и может быть это отразилось и на названии. Радио мы делали исключительно по своему вкусу.
– Вы говорите «мы». Кто еще стоял у истоков кроме Равиля Зарипова?
– Несколько человек. Среди них, возможно, известные вам имена и фамилии – это Артем Клименко, Геннадий Разумикин и другие.
– Кому принадлежит этот легендарный фирменный голос радиостанции?
– (Смеется) Какие только имена не приписывали этому человеку. На самом деле это Рим Газизович, преподаватель инфака БГУ.
– Кто его пригласил?
– Мы начали искать человека с хорошим произношением английского языка. Начали спрашивать друзей, всех кто мог помочь. Нам повезло, нам подсказали имя. Потом выяснилось что это не только человек с прекрасным знанием английского языка, но и с отличным голосом. Еще раз повторяюсь, нам повезло.
– Возможно, это прозвучит некорректно, но можем ли мы услышать имя Равиля Зарипова в каком-нибудь очередном культовом проекте СМИ?
– Знаете, я всегда считал себя прежде всего менеджером и экономистом, а не серьезным специалистом в средствах массовой информации. И исходя из этого, я продолжаю работать в тех направлениях, где мне комфортно и интересно. Буду ли я когда-нибудь еще заниматься развитием какого-нибудь СМИ, я не знаю. Время покажет.
– И напоследок традиционные вопросы. Какой отдых вы предпочитаете больше всего?
– По-разному. Иногда мне нравится отдыхать активно: выезжать на природу, кататься на лыжах. Иногда мне хочется делать это шумно, иногда побыть в тишине, спокойствии. Люблю посидеть с книжкой, побыть одному.
– Часто удается организовывать свой отдых?
– Сейчас, если честно – нет.
– У вас есть вредные привычки?
– Я с ними справляюсь (Смеется.).
– Что вы пожелаете пользователям сайта Уфа1.ру?
– Хочу пожелать всем случайно не запутаться в большом информационном пространстве и всегда оставаться самим собой. Несмотря на огромный информационный поток, который нас накрывает в средствах массовой информации, Интернете и много где еще.