В Уфе вновь участились случаи нападений на врачей скорой помощи. В одни сутки зафиксированы сразу два ЧП. В первом случае мужчина избил фельдшера на вызове, во втором – неизвестный человек вломился в здание подстанции, разбив окно.
Заведующая Сипайловской подстанции скорой помощи Елена Деманова показывает стекло, которое недавно пришлось заменить.
«В тот момент на подстанции находилась одна бригада, остальные были на вызовах. Неизвестный по пожарной лестнице проник на второй этаж и разбил дверное стекло. Человек сразу же скрылся», – рассказывает она.
Все лекарственные средства на подстанции находятся под пультом охраны, поэтому выкрасть их невозможно. Стекло сразу же заменили, однако происшествие оставило неприятный осадок.
«Сейчас на окно мы поставили решетку и повесили замок. Пришлось пойти на эти меры, несмотря на то, что это пожарный выход и вообще-то он должен быть всегда открыт», – признается Елена Деманова.
В тот же день фельдшер Центральной подстанции получила травму во время вызова. Она приехала к пациенту, и уже в квартире на нее напал мужчина, находящийся в состоянии алкогольного опьянения. Он ударил женщину кулаком в лицо.
Статистика показывает, что самая гуманная профессия сегодня еще и самая опасная. Осенью этого года неизвестный человек проник в запертый на ключ кабинет старшего фельдшера Сипайловской подстанции и похитил кошелек с деньгами. Сотрудникам, бывшим в тот день на дежурстве, пришлось пройти неприятные процедуры: у каждого из них сняли отпечатки пальцев, взяли объяснительные.
Недавно из кабинета старшего врача исчез кошелек с банковскими картами. Диспетчеры смогли описать мужчину, который якобы ждал заведующую подстанцией. Сейчас поисками вора занимается милиция. Случай с разбитым стеклом вновь очень остро поднял вопрос об охране всей подстанции.
Пик вызовов скорой помощи приходится на период с пяти до полуночи и с четырех до девяти утра. Много вызовов в выходные и праздничные дни. Приехавший фельдшер часто становится свидетелем драк, скандалов. Случается поножовщина, алкогольная интоксикация, «ломка»... При этом фельдшер подстанции – это, как правило, молодая девушка.
В ноябре прошлого года пациент скорой помощи напал на бригаду медиков прямо в автомобиле. Врач, осмотрев больного, принял решение о госпитализации. Но, как только автомобиль тронулся, пациент повел себя неадекватно, начал бить медиков. Мужчина пытался на ходу выпрыгнуть из машины, и, когда водитель схватил его за одежду, начал кусаться.
Утихомирить больного врачам помогли милиционеры, проезжавшие мимо. На пациента надели наручники и доставили уже в отделение милиции. Позже нападавший рассказал, что курил «спайс».
В другом случае к водителю скорой, ждавшему фельдшера в машине, подошли двое пьяных парней и потребовали у него лекарства для снятия «ломки». Когда мужчина ответил отказом, хулиганы разбили стекло, сели в свою машину и скрылись.
Работа на скорой сегодня – это многочисленные препятствия. Пробки, хамство на дороге, полное игнорирование спецсигнала, шлагбаумы во дворах... А еще недовольные пациенты, возмущенные тем, что медработник приехал поздно, «не лечит» или не госпитализирует.
Отправляясь на вызов, врач не знает, кто ждет его за порогом. Среди пациентов и их родственников встречаются и очень опасные граждане. Был случай, когда подвыпивший мужчина не выпускал фельдшера из квартиры, требуя госпитализировать свою родственницу.
«Чтобы защитить медработников от неадекватных клиентов, с прошлого года им начали выдавать тревожные кнопки. С их помощью можно связаться с диспетчером и водителем. К сожалению, пока это единственное средство защиты есть не у всех», – рассказывает специалист по связям с общественностью ССМП по Уфе Олеся Осадчая.
В Саратове сотрудники городской станции скорой помощи с мая прошлого года проходят курс рукопашного боя. Врачей, фельдшеров и водителей обучают ветераны милиции. Таким образом, руководство пытается защитить сотрудников от нападений пациентов.
Нападения на врачей – проблема, характерная не только для России. Так, власти Ирландии решили обеспечить сотрудников скорой и пожарных бронежилетами. Кроме того, их обучают приемам самообороны. Обычных мер предосторожности: обязательной работы в паре и тревожной кнопки персональной рации в Дублине уже недостаточно.
В России врач скорой помощи не имеет особого статуса, как, например милиционеры, пожарные... Поскольку профессия не признана опасной, медработник не имеет права на получение страховки в случае получения травм от пациентов и их животных.
Однако, как признаются фельдшеры, к экстремальным «рабочим моментам» они со временем привыкают. Если, пережив стресс после нападения, медработник не уходит из службы сразу, он остается в профессии надолго. Продолжает спасать.
Фото: Видео Дмитрия ЯНЧЕНКО