Свобода слова в Интернете может существенно ограничиться. По мнению властей, правоохранительные органы и суды должны ужесточить свой контроль за интернет-пространством. Особенно это касается высказываний, касающихся межнациональных отношений.
Предложение ужесточить наказание за плохое поведение на просторах Всемирной сети недавно сделал президент России Медведев. Он заявил, что ответственность за высказывания в Интернете необходимо усилить.
«Если необходимо, можно посмотреть и на вопрос усиления этой ответственности, хотя зачастую у нас очень строгие санкции не работают, а просто потому, что такова уголовная политика. Прежде всего, мне кажется, это вопрос того, как понимают соответствующие санкции работники прокуратуры, следствия и судьи. Если такого рода преступления рассматриваются как тяжкие, то и наказание наступает за них серьёзное. Если же это рассматривается как мелочь: «Да ну, что он сделал, подумаешь, написал что-то в Интернете, плевать на это. Не убил же никого, не зарезал», – то тогда и наказание условное», – подчеркнул Дмитрий Медведев.
О том, как именно будет обеспечиваться «чистота» интернет-пространства, пока не сообщается, однако, по предварительной информации, государство готово даже открыть дополнительное финансирование этой программы. Кроме того, правительство всерьез рассчитывает на помощь лояльных к Кремлю общественных организаций и владельцев крупнейших сайтов и социальных сетей.
В Башкирии свой опыт борьбы с интернет-экстремизмом: обвинения в разжигании межнациональной розни были предъявлены нескольким местным жителям. Все необходимые ресурсы для этого имеются: специальное подразделение предусмотрено в составе республиканского МВД. Кроме того, публикации в башкирской зоне Рунета отслеживает следственный комитет и ФСБ. Абсолютно все пользовательские тексты и комментарии к ним проанализировать, разумеется, невозможно. Под пристальное внимание правоохранителей, как правило, попадают лишь те, кто размещает запрещенные высказывания особенно активно.
«Свободу слова никто не ограничивает. Но человек должен понимать, что он не может нарушать права и свободы других граждан. Интернет – это средство коммуникации. И если идеология, которую пропагандирует человек, противоречит конституционным принципам, его рано или поздно найдут и накажут. Правоохранительные органы располагают всеми необходимыми для этого техническими средствами», – уверена старший помощник руководителя СУ СК РБ Светлана Абрамова.
Тем не менее общероссийская судебная практика показывает, что, даже если состав преступления удается доказать, приговоры в таких случаях выносятся мягкие. Сроки, как правило, небольшие и к тому же условные. На этот факт недавно обратил внимание глава Башкирии Рустэм Хамитов. Президент высказал недовольство тем, что один из интернет-экстремистов недавно фактически избежал ответственности «за истечением срока давности дела».
«Несколько лет назад в Уфе завели дело на расиста, настоящего, махрового. Он на ряде интернет-сайтов пропагандировал идею превосходства одного из этносов над остальными, наносил чудовищные оскорбления народам. Но сейчас он освобождён от ответственности. Оказывается, срок давности по его преступлению уже прошел, и он опять продолжает в Интернете свою грязную деятельность. И кто после этого будет стесняться в выражениях? А ведь такие люди ранят отношения между народами, убивают дружбу. Они брызжут ядом. Теперь таких, как он, у нас в башкирском сегменте Интернета уже не один и не два. Они начали плодиться, чувствуя свою безнаказанность», – заявил он.
В то же время юристы и правозащитники считают, что сами формулировки закона об экстремизме толкуют это явление столь пространно, что при желании возмутителем спокойствия можно объявить чуть ли не каждого второго гражданина. Кроме того, виртуальная сеть – далеко не то поле, на котором стоит биться с экстремистами.
«Понятие экстремистской деятельности в российском законодательстве до сих пор носит расплывчатый характер и допускает весьма широкое толкование. Не очень хорошая тенденция, когда прокуратура начинает обращаться в суд с просьбой признать тот или иной исторический источник экстремистским. Как, например, мемуары Бенито Муссолини. Что же касается ужесточения санкции за экстремистскую деятельность, на мой взгляд, это неправильно. А цензуру в Интернете ввести нереально. Пустая трата денег ведь для этого нужна дорогая техника и масса людей. Лучше эти деньги потратить на образование тех же граждан», – говорит уфимский юрист Сергей Степанов.
Экстремисты в стране появляются из-за низкого уровня образованности, социальной незащищенности и финансовых проблем. В благополучной стране со стабильной экономикой граждане обычно не лезут на баррикады. В том числе и на виртуальные. Пока же Интернет остается единственной трибуной, с которой люди могут высказать все, что накипело.