Вчера региональные власти сообщили о том, что Правительство России выделило Башкирии чуть больше 1 миллиарда 333 миллионов рублей на жилье для ветеранов Великой Отечественной войны. Квартирный вопрос фронтовиков правительство пытается решить уже довольно давно. Однако многие старики до сих пор ютятся в аварийных домах, часто без «удобств», в деревнях, где нет поликлиники и магазина.
Ветераны продолжают жаловаться на отсутствие комфортного жилья. Пожилые люди говорят, что об их проблемах забыли сразу после того, как отпраздновали 65-летие Победы. Обиженные старики пишут письма президенту республики в надежде, что смогут прожить последние дни в нормальных условиях, в тепле, с водопроводом и канализацией.
В этом году Правительство России уже выделяло средства на жилье для ветеранов. Тогда распоряжением от 31 марта №472-р на субвенции регионам России было выделено 34,53 миллиарда рублей. Из этих средств Башкирия получила 1 миллиард 88 миллионов 15 тысяч рублей. Сегодня, по данным чиновников, квартиры получили все ветераны, вставшие на учет как нуждающиеся в жилье до 1 марта 2005 года. Сегодня власти сообщают о намерении обеспечить новым жильем 90 процентов участников Великой Отечественной. К такому показателю чиновники намерены приблизиться уже к новому году.
За четыре года, с 2005 по 2009, жильем в республике обеспечен 831 ветеран Великой Отечественной войны: 499 человек улучшили жилищные условия за счет средств федерального бюджета, 332 – за счет средств муниципальных районов и городских округов республики. Еще 650 ветеранов выбыли из очереди: некоторые из них решили свои проблемы без помощи государства. Многие просто не дожили до переезда...
Пока главы администраций бодро отчитывались о проделанной работе, из материалов прокурорских проверок, а также жалоб стариков вырисовывалась совсем другая картина: определенный процент ветеранов не может даже встать на очередь на улучшение жилищных условий.
Участнику Великой Отечественной войны Дарсяляму Гаскарову тоже отказали в улучшении жилищных условий. Ветеран жил в своем старом доме в Стерлибашево с внуком. По количеству квадратных метров на каждого члена семьи они никак не могли быть признаны нуждающимися в улучшении жилплощади. Несмотря на то, что дом 1955 года постройки превратился в аварийный, комиссия из администрации, пришедшая к ветерану с проверкой, отказала старику в постановке на учет. Справедливость удалось восстановить лишь после жалобы в прокуратуру.
«Администрация сельского поселения не приняла меры по оценке пригодности для проживания жилого помещения. Прокуратурой района по результатам проверки в районный суд направлено заявление о признании бездействия администрации сельского поселения Стерлибашевский сельсовет, суд требования прокурора удовлетворил в полном объеме», – рассказал помощник прокурора Стерлибашевского района Иван Крестовских.
В Аскинском районе ветеранов заставили доказывать, что они имеют право на жилье, потому что малоимущие, трудолюбивые и старательные. «Когда мы во время проверки изучали документы, выяснилось, что, например, от одной женщины в администрации Аскинского сельского совета попросили принести справку о том, что она малоимущая. Но закон гарантирует ветеранам жилье независимо от их материального положения. В другом личном деле обнаружился еще один странный документ – характеристика на участницу ВОВ, в которой было указано, что ее хорошо знают, она старательная и трудолюбивая. Но решать вопрос о предоставлении жилья с учетом личных качеств ветерана неправомерно», – говорит прокурор Аскинского района Нур Ханнанов.
Все эти лишние документы и справки, по его словам, затягивали и усложняли процесс получения гарантированной помощи. Кроме того, чиновники в районе, в нарушение требований закона, на глаз, без привлечения экспертов, оценивали степень износа жилых помещений.
Когда уходили на фронт, думали, что победа – это самое главное, признаются ветераны Великой Отечественной. Они искренне верили, что, Родина никогда не забудет о них, вернувшихся победителями. Никто из них тогда не подозревал, что их старость будет холодной и неуютной. Но чиновники на местах и через 65 лет не помогают, а мешают ветеранам в решении квартирного вопроса.
Ветеран из Бураевского района Мухаматхакки Зиалтдинов недавно попросил помощи у президента республики. «Являюсь участником ВОВ, инвалидом II группы. Был призван в армию в декабре 1943 года военным комиссариатом Бураевского района. Участвовал в боях третьего Белорусского фронта, был тяжело ранен в левую ногу, всю жизнь после войны работал в колхозе», – рассказывает он о себе.
Ветерану 85 лет. Дом у него без удобств, нет газа, воды, дров, в деревне нет дороги и больницы. В декабре 2003 года он обратился в администрацию с просьбой улучшить жилищные условия. Но в очередь на жилье его не поставили. В декабре 2009 года комиссия все-таки признала его нуждающимся, а в марте пенсионера вновь вычеркнули из списка льготников. Никаких внятных ответов по поводу очереди чиновники ветерану не предоставили.
«Я боюсь остаться непонятым, забытым в своем районе, – признается он. – Я хотел бы прожить последние годы жизни в лучших условиях, в теплой, светлой квартире с центральным отоплением, чтобы не ездить в больницу за 20 километров и в магазин за продуктами».
В канун Дня Победы ветеранов приглашали на встречи со школьниками, присылали поздравления, но праздник закончился – и они вернулись в свои старые квартиры. Обидно, говорят они, что о фронтовых подвигах вспоминают лишь раз в году. О том, что внимание глав администраций к жилищным проблемам ветеранов ослабло, говорил и заместитель премьер-министра правительства РБ Фидус Ямалтдинов. В ближайшее время правительство намерено в очередной раз усилить работу в этом направлении.
Что ж, возможно, надежда получить жилье не умрет вместе с больными стариками.