В республике потратили 600 тысяч на трудоустройство 21 человека с ограниченными возможностями. Такие цифры были названы на заседании правительства. В декабре прошлого года в Башкирии была принята программа дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда. Общий объем ее финансирования – 600 миллионов 206 тысяч рублей, 561 миллион 143 тысячи из которых – субсидия из федерального бюджета, почти 39 миллионов – средства бюджета республики, оставшиеся 181,4 тысяч получены из внебюджетных источников финансирования. Программа была призвана поддержать людей, попавших под угрозу увольнения, сдержать рост безработицы, трудоустроить тех, кто потерял работу. Кроме того, внимание уделили выпускникам вузов и инвалидам. Так, благодаря программе 204 человека с ограниченными возможностями должны были получить работу.
На субсидии предприятиям, которые согласились бы взять на работу инвалидов, и на другие мероприятия программы государство выделило около 3600 тысяч рублей. Сегодня из этих денег потрачено 600 тысяч. В рамках мероприятий программы удалось трудоустроить 21 инвалида.
По словам начальника Управления государственной службы занятости населения при Министерстве труда и социальной защиты населения РБ Тимирхана Биккинина, обеспечить работой людей с ограниченными возможностями оказалось непросто.
«Всего на учете состоит более двух тысяч инвалидов. Из них трудоустроено 648 человек, – говорит Тимирхан Биккинин. – 128 человек были направлены на профессиональное обучение. При этом многие инвалиды не проявляют должного интереса к программе. Они предпочитают пенсию и пособие».
По словам чиновника, работодатели также не заинтересованы в трудоустройстве этой категории людей. Одна из причин – частые уходы инвалидов на больничный.
Вице-премьер Правительства РБ Фидус Ямалтдинов обратил внимание на отсутствие «реальных результатов» программы:
«Только 21 человек из 121 нуждающегося в трудоустройстве получили работу. Это крайне мало. Нужно создать такие условия, чтобы люди с ограниченными возможностями могли трудиться в нормальной обстановке. Это очень тяжелая задача. Однако нам надо оказать всяческое содействие для изменения ситуации», – подчеркнул он.
24-летняя Анна Тупикина из Мелеуза сегодня впервые узнала о республиканской программе трудоустройства. Почти всю свою жизнь девушка борется с тяжелым заболеванием. Несмотря ни на что окончила школу с медалью и механико-технологический техникум. Специальность Анны – экономика и бухучет. У нее очень скромные зарплатные ожидания, однако устроиться на работу она так и не смогла.
«Я позвонила в наше общество инвалидов, пригласила к телефону председателя этого общества, объяснила ситуацию, сказала, что имею образование и хотела бы приносить пользу... Сказала, что хочу работать даже не ради денег, а хотя бы для общения с людьми в коллективе. На что получила ответ в грубой форме примерно такого содержания: с твоей первой группой сиди дома, таким работать не положено. И все... после этого мои попытки найти поддержку у общества инвалидов прекратились», – рассказывает она.
Между тем работа девушке была бы очень кстати: в настоящее время она ищет деньги на операцию на позвоночник. Из-за прогрессирующей болезни внутренние органы девушки сдавлены, ей тяжело даже дышать. Операция решила бы эту проблему, но нужно купить специальную металлоконструкцию и оплатить само хирургическое вмешательство. Нейрохирургическое отделение, в котором хирург Андрей Бакланов проводит такие операции, с этого года перевели на хозрасчет.
«У нас в некоторых организациях есть льготные места для инвалидов, но берут туда только полностью «мобильных», и то не очень охотно», – говорит Анна.
Помимо Республиканской программы дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда в правительстве обсуждали перспективы республиканской целевой программы «Доступная среда» на 2011-2015 годы. В частности, речь шла о необходимости сделать город доступным для инвалидов. Пока эта программа в стадии разработки.
Например, сегодня улица для инвалида по зрению – место повышенной опасности. Нет светофоров со звуковыми сигналами, но есть ямы, рытвины, ухабы. Бывает, что слепого переведут через дорогу прохожие, а бывает, что и толкнут. Слепому человеку сложно рассчитаться в транспорте, достать нужные документы. Вместе с проездным просят пенсионное удостоверение. Полез в карман за деньгами – и не заметил, как выронил документ.
Инвалид первой группы по зрению Габдулхай Латыпов ходит всегда одной и той же проверенной дорожкой. А его друг-колясочник выйти на улицу не может.
«В его дворе кругом ямы. Мы звонили в домоуправление, там сказали, что сделают асфальт в третьем квартале, но так ничего и не изменилось», – жалуется уфимец.
«Надеюсь, что когда-то на наши проблемы обратят внимание. Действительно, сложно просто выйти на улицу, просто перейти дорогу из-за бордюров. Иногда приходится до нужного места добираться «обходными путями», чтобы не натыкаться на постоянные препятствия. Даже гулять приходиться в определенных местах, более или менее удобных. Я уже выучила каждую ямку в городе, каждый бордюрчик, знаю, где какой спуск и где самая удобная дорога», – улыбается Анна Тупикина.
Пандусы для «колясочников» и светофоры для незрячих смогут лишь чуточку изменить жизнь этих людей к лучшему. Гораздо большего удалось бы достичь, если бы все мы стали внимательнее к тем, кто слабее и уязвимее. Ведь в нашем современном мире нелегко выжить даже сильному и здоровому.