Долгожданный вердикт по делу о массовой зачистке не устроил никого: с ним не согласны потерпевшие, подсудимые и прокуратура. Прокуратура воспользовалась своим законным правом и обжаловала приговор милиционерам, осужденным за зачистку в Благовещенске. Ведомство обнаружило несоответствия в выводах суда по делу о зачистке в Благовещенске и считает условные приговоры офицерам милиции слишком мягкими. На днях прокуратура РБ обжаловала решение суда.
«Прокуратура республики внесла кассационное представление в Верховный суд Башкирии в связи с противоречиями в выводах суда даже в самом приговоре и в связи с мягкостью наказания виновным и требует направить дело на новое рассмотрение», – сообщила старший помощник прокурора РБ Лариса Кучина.
По ее словам, противоречия в судебном приговоре заключаются в том, что суд, с одной стороны, признает вину экс-начальника Благовещенского ГРОВД Ильдара Рамазанова в том, что он отдал приказ о проведении спецоперации, но с другой – не признает, что, выполняя этот приказ, его подчиненные применяли насилие к гражданам и использовали при этом спецсредства, в том числе резиновые дубинки.
Следствие установило, что решение провести «профилактические мероприятия» с использованием ОМОНа принял начальник Благовещенского ГРОВД. В операции участвовали около 130 сотрудников ГРОВД и около 20 сотрудников республиканского МВД во главе с командиром первой оперативной роты ОМОНа.
Спецоперация сопровождалась многочисленными нарушениями конституционных прав и свобод граждан, незаконным применением физического насилия и спецсредств. По итогам операции в отделения милиции были доставлены, по разным данным, от 500 до 1500 человек. Потерпевшими по уголовному делу признаны 350 граждан. Следствие установило, что людей незаконно доставили в РОВД и привлекли к административной ответственности. Около 200 потерпевших получили телесные повреждения различной степени тяжести и побои.
Ранее были вынесены приговоры пяти рядовым сотрудникам МВД, один из подсудимых приговорен к четырем годам колонии общего режима, остальные получили условные сроки.
Недавно, 5 марта, суд Башкирии приговорил к условным срокам бывшего начальника Благовещенского ГРОВД Ильдара Рамазанова, бывшего командира первой оперативной роты ОМОН Олега Соколова и бывшего начальника милиции общественной безопасности Благовещенского ГРОВД Олега Мирзина.
Рамазанов и Соколов признаны виновными в превышении должностных полномочий, совершенном с причинением тяжких последствий. Мирзин признан виновным в злоупотреблении должностными полномочиями, повлекшем за собой тяжкие последствия.
Гособвинение требовало для подсудимых реальных сроков лишения свободы в колонии общего режима: семь лет Рамазанову, шесть Соколову и четыре года Мирзину. Суд назначил Рамазанову наказание в виде пяти с половиной лет лишения свободы условно с испытательным сроком три года, Соколову – четыре с половиной года лишения свободы условно с испытательным сроком три года, Мирзину – четыре года условно с испытательным сроком три года. Кроме того, все трое лишены права занимать должности в системе органов государственной власти сроком на три года.
Суд посчитал, что вина милицейских начальников состоит лишь в том, что они отдали приказ о проведении спецоперации. А в том, как именно эта операция проводилась, виноваты рядовые милиционеры. При этом невозможно установить, кто именно «превысил полномочия», поскольку практически все милиционеры были в масках.
В то же время подчиненные Рамазанова вряд ли могли «превысить полномочия» без ведома милицейского командования, считают правозащитники. Вообще, у милиции и правозащитных организаций сложились разные версии по поводу того, как квалифицировать события, происшедшие в городе с 10 по 14 декабря 2004 года. Вслед за тем, как информация о массовых преследованиях граждан вышла за пределы республики, правоохранительные органы принялись уверять, что в городе проводилась всего лишь спецоперация по борьбе с преступностью. В свою очередь правозащитные организации уже тогда назвали инцидент «массовой зачисткой».
Очевидцы декабрьских событий 2004 года до сих пор боятся людей в форме. «Мой сын был задержан в ходе «зачистки» вечером и вернулся только в шесть часов утра, – говорит мать одного из благовещенских подростков. – Дети пострадали ни за что. Сын получил черепно-мозговую травму. Сейчас у него головные боли. Даже если милиция задерживает за дело, разве она не обязана действовать в рамках закона?»
Алексей Расческов во время «профилактической» операции получил разрыв мочевого пузыря и большую кровопотерю. «Я бы хотел, чтобы наказание дошло не только до тех, кто сидит на скамье подсудимых, но и до тех, кто орудовал в масках. Я понимаю, что у них был приказ, но надо быть в первую очередь человеком, выполняя указания сверху», – говорит пострадавший Александр Кулаков. В 2004 ему было 18 лет.
До сих пор избитые жители Благовещенска и близлежащих сел не получили компенсации за вред, причиненный их здоровью, и моральный ущерб. Компенсации в пользу двоих пострадавших было решено взыскать лишь в 2009 году, через пять лет после «зачистки». Суд решил, что Министерство финансов РФ должно выплатить жителю села Удельно-Дуваней Сергею Антипину 80 тысяч рублей, его младшему брату Дмитрию Антипину – 50 тысяч рублей. В 2004 году Сергею исполнился 21 год, Дмитрию было всего 15.
Точка в громком благовещенском деле до сих пор не поставлена. Прокуратура намерена добиваться пересмотра приговора. В свою очередь осужденные ранее также заявили о намерении подать апелляцию. По их мнению, вынесенный приговор слишком суров.
«С обвинением я не согласен, – заявил бывший начальник Благовещенского ГРОВД республики Башкортостан Ильдар Рамазанов. – Я думаю, мы будем его обжаловать».
Впрочем, уже сейчас понятно, что отстоять честь мундира будет сложно. Что касается жителей избитого города, то им также будет нелегко добиться адекватной компенсации.
«В своем частном постановлении, вынесенном в адрес руководства следственных органов Башкирии, суд отметил, что оказалось невозможным предъявить обвинения по множеству эпизодов сотрудникам милиции. Это произошло потому, что значительное количество потерпевших были допрошены следователями, не входившими на день допроса в следственную группу. Протоколы допросов, полученные этими следователями, суд был вынужден признать недопустимыми доказательствами.
Суд руководствовался тем, что в обвинительном заключении отсутствуют данные о том, что десятки граждан в установленном порядке признавались потерпевшими, отсутствуют их показания. Кроме того, значительная часть граждан были признаны и допрошены в статусе свидетелей, а не потерпевших. Часть граждан были ненадлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела, не явились в суд, а значит – они не были признаны потерпевшими и в ходе судебного рассмотрения дела. Все это лишило суд возможности восстановить права значительной части граждан как потерпевших», – сообщают юристы Межрегионального комитета против пыток.
В любом случае, «профилактическая операция» ударит по карману налогоплательщиков. Если суд вынесет вердикты, аналогичные решениям по искам Антиповых, бюджету компенсации обойдутся в более чем 15 миллионов рублей. Скорее всего, неповоротливая система российского правосудия постарается, чтобы эти выплаты растянулись лет на 15.