Небольшая деревня в Салаватском районе стала местом криминальных разборок. Как сообщают в правоохранительных органах произошло массовое избиение местных жителей, в котором приняли участие 12 жителей Усть-Катава Челябинской области. На трех автомобилях они приехали в деревню Миндишево, чтобы поквитаться с одним из местных жителей.
Дело в том, что незадолго до этого события один из уроженцев Челябинской области был на проводах у своего друга в Миндишево, где у него произошел конфликт с местными парнями. В частности, с Айдаром Гариповым, который избил гостя. Поверженный противник клятвенно пообещал отомстить обидчику и на следующие выходные приехал уже со своей командой «бойцов». Увидев «бригаду мстителей», господин Гарипов укрылся в своем доме и никому дверь не отрыл. Раздосадованные гости, вооруженные битами и ножками от кроватей, отправились крушить все, что попадалось им на глаза. Они разгромили сельский клуб, ломали заборы частных домов и штакетник, избили несколько человек. Один из них получил черепно-мозговую травму.
Вдруг в поле зрения вандалов попались мужчина с восьмимесячным ребенком на руках, который шел вместе со своей 67-летней матерью. Вся банда накинулась на мужчину. Один из «мстителей» выхватил нож и стал угрожать. Мужчина передал ребенка матери и стал защищаться. Надо сказать, что 29-летний молодой человек прошел службу в армии и владел навыками самообороны. Он сумел вывернуть руку обидчику и не только перехватить нож, но и ударить им в сердце нападающего. Тот скончался спустя некоторое время в больнице Усть-Катава. Ему едва исполнился 21 год.
«К сожалению, такие случаи у нас происходят нередко, – объясняет следователь Дуванского межрайонного следственного отдела СУ СК при прокуратуре РФ по РБ Зиннур Галиуллин. – Миндишево – приграничная деревня, и конфликты между жителями Усть-Катава и Миндишево случаются часто. Например, сейчас у меня в производстве находится несколько дел об изнасиловании миндишевскими мужчинами женщин из Усть-Катава. В деревню в свою очередь часто приезжают городские «бойцы» и избивают всех поголовно. Так, только недели две назад приехали 30 жителей Челябинской области, которые ходили по деревне и били всех. Летом в Миндишево приехал отряд челябинских милиционеров, которые устроили пальбу – двух человек застрелили, а одну девушку облили бензином и подожгли».
Что становится причиной таких погромов? Бой стенка на стенку был народной забавой с давних времен. На Масленицу чаще всего на замерзшей реке сходились парни и мужики окрестных деревень или городков и шли стенка на стенку. Но тогда «стеношный» бой имел под собой основания. Это кулачное побоище должно было подготовить крестьян к войнам, которых в то время было немало. И исход предрешали именно ополченцы, а не профессиональные ратники.
Кроме того, такие бои стенка на стенку имели свои правила. Сходились две группы, каждая могла иметь два, три, а то и больше рядов. Бить в лицо и ниже пояса запрещалось, лежачего не трогали. Выигрывала та стенка, которая прорывала другую. Побоища происходили отнюдь не в силу полупьяного азарта или какого-нибудь случайного инцидента, напротив, стенка замышлялась чуть не за неделю, обсуждалась на военном совете, который собирался в том или другом фабричном трактире, и окончательные решения по организации битвы принимались военачальниками обеих сторон по взаимному соглашению. Как пишут специалисты, в таком бою отрабатывались в основном совместные действия, чувство локтя, взаимовыручка.
Сейчас традиция превратилась просто в пьяную удаль. Наблюдается не бой стенка на стенку, а, скорее, разрушительное действие толпы. По мнению специалистов, активная толпа обязательно имеет сильно выраженный эмоциональный заряд, и на что он будет направлен, зависит лишь от обстоятельств.
Одним из наиболее опасных вариантов является именно агрессивная толпа. Это вид толпы, которая пытается решить проблемы насильственным путем, при этом теряет рациональную основу для своих действий и вымещает чувство гнева на совершенно случайных объектах, отмечают психологи.
Известный психолог Гюстав Лебон отмечает, что толпа обладает анонимностью, и человек в толпе чувствует безответственность за свои действия. Именно поэтому он способен совершить любые акты насилия, жестокости, вандализма, которые в обычных условиях ему представляются немыслимыми. Более того, люди способны совершить такие действия, которые находятся в полном противоречии с их сознанием, характером, привычками, например, нападение на мужчину с ребенком.
«Думаю, все дело в недостатке образования и культуры, – комментирует ситуацию психолог Наталья Шестова. – Немалую роль играет и алкоголь».
С ней не совсем согласен директор центра психологических исследований и разработок «Верное решение» Рустэм Калимуллин: «На самом деле каких-то особых отличий в психологии жителей маленького городка или мегаполиса нет. Другое дело, что у них другое ощущение пространства. Так как в крупном городе много людей, то у человека притуплено ощущение личного пространства, он не так остро реагирует на вторжение чужих на свою территорию. Жители деревень испытывают дискомфорт при сближении дистанции. Это может выражаться на подсознательном уровне – резкое отторжение чужаков. Поэтому и возникают драки «местных» с «неместными», осталась такая не совсем хорошая традиция. Кроме того, конечно, на возникновение подобных явлений влияет алкоголь и низкий уровень культуры. Помните, в городах в начале 90-х годов тоже наблюдались подобные тенденции, когда весьма внимательно отслеживались все попытки посягательств на собственный микрорайон. Сейчас это сошло на нет».
Да, у людей в городе появились другие заботы, другие возможности спустить пар. У сельских жителей – только работа, которой почти нет, а если есть, то за нее платят гроши, сельский клуб и самогон.
В данный момент вся группа гостей задержана на 15 суток, двоим из них будет предъявлено обвинение по уголовной статье. В отношении же отца, пытавшегося защитить своего ребенка и мать, дело, скорее всего, будет прекращено за отсутствием состава преступления.