25 жителей столицы, потерявшие свое жилье из-за пожара, вынуждены сами восстанавливать свой сгоревший дом.
Уже третью неделю 25 жильцов, в том числе десять маленьких детей, двухэтажного жилого дома №62 по улице Белякова в Советском районе столицы вынуждены ютиться в школьных классах. Утром 13 июля в одночасье они остались без крыши над головой. Как уже мы сообщали, при пожаре пострадали 26-летняя девушка и ее шестилетний сын. Пожар удалось потушить в течение часа. Спросонья выбегая из горящего дома, люди едва успели взять самое основное – документы, деньги и кое-какие вещи. Кто-то разъехался по знакомым, кто-то пока живет в садовых домах.
«Ладно, что газовые баллоны в первую очередь вынесли, иначе взлетели бы на воздух, – вспоминает то страшное утро жительница квартиры №1 Ирина Ермилова. – Хотя дом можно было бы спасти. Минут 20 ждали пожарных, причем приехали они из Сипайлово. А потом еще столько они искали колонки с водой. У нас сейчас даже одежды нет, в город выйти не в чем. Кое-что приносят друзья, знакомые. Спасибо им, что кормят. Я хоть знаю, что дети у меня не голодные. А так, они сейчас беспризорные, пока мы оббиваем пороги госучреждений и ищем справедливости».
Официальные результаты экспертизы жильцы получили на руки на днях, причем, по их словам, пришлось приложить немало усилий. Специалисты вынесли заключение – причиной пожара стало неосторожное обращение с огнем или поджог.
Уже не один год жильцы дома №62 ведут борьбу с застройщиком жилого комплекса «Айгуль», который с 2002 года обещал снести это ветхое жилье и расселить всех местных жителей. Однако обещанного люди не дождались. В пару метрах от сгоревшего дома возведена шестиметровая бетонная стена, которая отгораживает его от жилого квартала «Айгуль».
По словам жильца квартиры №3 Григория Абакшина-Бавицкого, эту стену застройщик поставил абсолютно незаконно. Согласно проекту расстояние между ними должно быть не меньше восьми метров. На деле же все выглядит по-другому – между ними всего метра два. Григорий показывает на свои окна, заглядывая внутрь, говорит: «Сюда даже свет солнечный не попадает. Постоянно с включенным светом жили и сырость бесконечная.
Когда шла стройка, вокруг нашего дома постоянно КамАЗы ездили. Вы не представляете, что это такое, когда перед твоим окном строится элитная многоэтажка».
Две тысячи на семью – это все, чем могут помочь власти погорельцам. Как сообщили в администрации Советского района Уфы, все жильцы являются собственниками дома и по закону должны сами находить средства для строительства.
Хотя с такой формулировкой можно поспорить. Дело в том, что Конституционный суд РФ вынес в марте этого года определение, которое было опубликовано официально в начале июля. Согласно документу не только наниматели, но и собственники сгоревшего жилья смогут получать новую жилплощадь вне очереди. До сих пор государство действительно помогало только гражданам, занимающим жилые помещения на условиях социального найма, а владельцы приватизированных квартир и частных домов должны были решать свои проблемы самостоятельно.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2009 года №376-О-П четко говорится: «... федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения».
Свое определение Конституционный суд вынес после прецедента, который произошел с жителем Новгородской области Романом Алексеевым.
Таким образом, власть обязана помогать гражданам, лишившимся жилья в результате несчастья, в частности, пожара, если они не могут самостоятельно преодолеть трудную жизненную ситуацию. Именно для таких случаев законодатель написал 57 статью Жилищного кодекса. И эта статья полностью согласуется со статьей 40 Конституции.
«Вполне разумное решение. Я скорее бы даже понял, если бы власти помогали собственникам, а не нанимателям, – комментирует директор компании «ДомСтрой-М» Сергей Гаинцев. – Это нормально, если человек получит новую жилплощадь вне очереди. Хотя возникает и ряд вопросов. А если, например, пожар произошел по вине собственника или нанимателя? Если это не случайность, а просто бездумное обращение с огнем? В чью пользу в этом случае разрешится ситуация?»
«О каком неосторожном обращение может идти речь в четыре часа утра? Нас подожгли, и мы в этом даже не сомневаемся», – утверждает Ирина Ермилова.
«При принятии решения о предоставлении жилья погорельцам должны учитываться все значимые обстоятельства. В частности, необходимо учесть, что вызвало пожар, и то, на какую сумму было застраховано жилье», – говорят юристы. Но в данном случае жилье не было застраховано, страховать его даже не возьмутся. Ведь сгоревшему дому около 100 лет, он относится к «дореволюционной» постройке.
«В связи с произошедшим пожаром в Уфе, к нам уже обращались жители соседних домов с пожеланием застраховать имущество. Должны отметить, что компания "Росгосстрах-Аккорд" не принимает на страхование квартиры в деревянных домах, а также отдельные строения, если износ превышает 75%. Это обусловлено политикой регулирования убыточности по страхованию имущества», – комментирует ситуацию пресс-секретарь страховой компании «Росгосстрах-Аккорд» Динара Шарипова.
«Сейчас мы хотим добиться, чтобы приехала независимая комиссия, которая установила бы, что даже после восстановления дом будет непригоден для жилья», – говорит Ирина Ермилова.
Тем временем в республике озвучили итоги работы строительного комплекса РБ в первом полугодии 2009 года. «Поставленную задачу по вводу жилья – 2,4 миллиона квадратных метров на этот год мы постараемся выполнить», – сказал министр строительства, архитектуры и транспорта РБ Равиль Ибатуллин. За полгода в Уфе введено в эксплуатацию 212,5 тысячи квадратных метров жилья, в том числе многоэтажного – 120,4 тысячи квадратных метров.
А о том, что погорельцам дадут новые квартиры, речи не ведется. Жильцам остается только круглосуточно дежурить у своего обгоревшего дома, расположенного в нескольких десятках метров от школы №95. «Караулим, мародеров ловим. Сразу после пожара уже стали сюда наведываться. В принципе оставались вещи, техника, с которых можно было золу стереть и пользоваться. Но мы не успели, все растащили тут же. Потом ловили еще нескольких, сдавали в милицию, но там их продержали три часа и отпустили, – делится Григорий Абакшин-Бавицкий. – В общежитие мы уходить не хотим, да и не предлагали его нам. Даже если уйдем, дом сразу же попадет под бульдозер».
Постоянно жить в школе погорельцы не смогут. Не за горами 1 сентября – начало учебного года, а это значит, что они останутся на улице. А отстоять свое право на жилье сегодня непросто, несмотря на то, что закон стоит на стороне пострадавшего.
Фото: Фото Елены ЕВТЕЕВОЙ