На днях Уфу потрясло очередное громкое происшествие. Был задержан 48-летний уфимец, который занимался разграблением могил.
К заведующему кладбищем «Северное» Рафику Зилаловичу Сираеву стали поступать жалобы на разграбление могил еще зимой прошлого года. Люди заявляли о кражах памятников, оградок. «В последнее время такие жалобы поступали едва ли не ежедневно, – возмущенно говорит Роман Зилалович. – Ничего святого у людей не осталось. Не боятся ни бога, ни черта!»
Серафиме Васильевне 82 года (на фото справа). На кладбище к своим ушедшим родным и близким она ходит два раза в год. К счастью, их могилы не тронули.
«Да там и брать нечего», – чуть смущенно улыбается женщина. Потом ее взгляд суровеет: «Руки бы оторвать этим мародерам. Ведь могила – место святое! Как можно, не понимаю».
Ее мнение разделяет сторож Игорь Еремин. Именно он одним из первых заметил подозрительную машину, которая нечасто, но появлялась на территории кладбища.
«Однажды часа в три ночи я услышал, что на территорию кладбища въехала автомашина. Пошел посмотреть в чем дело. Автомобиль стоял на дороге. Но вокруг никого не было. Тогда я взял ключи из замка зажигания и вернулся обратно, к выходу. Слава богу, как раз мимо проезжал патруль ГИБДД Орджоникидзевского района. Они-то и пришли мне на помощь, – рассказывает Игорь. – Мы вернулись к машине, около нее копошился какой-то мужчина, который, увидев нас, кинулся бежать. Его мы не догнали, а вот машина, в багажнике которой обнаружили памятник, до сих пор стоит около здания милиции».
Этот случай произошел в августе. А вот после 17 сентября, когда с заявлением обратились четверо потерпевших, сотрудники правоохранительных органов всерьез занялись этим делом и в ходе оперативных мероприятий задержали 48-летнего уроженца Челябинской области, проживающего в Уфе у своей сожительницы. Награбленное он хранил в арендованном гараже в поселке Тимашево. Там же с помощью болгарки, он распиливал памятники и сдавал их в пункт приема металлолома. Предполагают, что именно он и был тем самым ночным визитером, который лишился своего «железного коня».
«Пока мы собираем только факты. И мужчина обвиняется в краже, а как потом будет переквалифицировано его преступление, неизвестно, – рассказывает оперуполномоченный ОВД Орджоникидзевского района Уфы Евгений Масич. – Точное количество потерпевших тоже пока устанавливается. Только за полдня к нам сегодня обратилось уже три человека».
Кстати, стоимость одного килограмма металла могла разниться от 40 до 100 рублей, а вес памятника из нержавейки в среднем составляет 15-20 килограммов, и примерно 10 килограммов весит ограда, выручка мужчины по самым скромным подсчетам составляла от 1000 до 2000 рублей за одну могилу. Сам расхититель гробниц признался, что жил на этот нехитрый заработок почти год.
Мужчина специализировался на могилах, которые выглядели заброшенными, а также чей возраст был около 30-40 лет. Как пояснили специалисты, в то время делались памятники с толстыми стенками.
Надо сказать, что разграбление захоронений – это не только оскорбление мертвых. Это еще удар по живым. Например, 71-летней пенсионерке стало плохо с сердцем, когда она обнаружила, а точнее, наоборот, не обнаружила памятника на могиле отца. Пожилую женщину долго не могли успокоить. С трудом пришла в себя и 56-летняя уфимка, которая увидела фотографию своего мужа с памятника в гараже вандала.
Едва ли можно назвать приятным открытие 47-летнего мужчины, обнаружившего отсутствие памятника на могилы любимой матери. Две уфимки были крайне расстроены тем, что могилы их родных сестры и брата лишены постаментов из нержавейки. Но даже, наверное, не это главное. Для людей, которые нечасто бывают на могилах своих ушедших родных, иногда имя на памятнике – единственный опознавательный знак, единственный ориентир для поиска. Теперь они и его лишены.
«Точную дату пропажи памятника никто из них назвать не может, однако все поясняют, что кражи произошли в период с июня по сентябрь этого года», – сообщает руководитель пресс-службы УВД Уфы Юлия Салимгареева.
По милицейским данным, за первые восемь месяцев текущего года в Уфе по статьям, карающим за кражу на кладбище, надругательством над телом умершего или местами их захоронения, зарегистрировано пять фактов, два из них в Демском районе, три – в Орджоникидзевском. В прошлом году по аналогичным статьям УК РФ в Уфе было зарегистрировано 72 факта, и опять-таки 43 случая пришлось на уже печально знаменитое «Северное» кладбище.
За 10 лет своей работы заведующий кладбищем не раз сталкивался с проявлениями самой низкой стороны человеческой натуры: «Воруют не только памятники. К нам на днях обратился молодой человек. Отца схоронили и поставили двойную оградку, чтобы потом маму рядом положить. И нет ни ограды, ничего».
«Раньше довольно частыми были кражи цветов, венков со свежих могил. Бывает, что воровали и искусственные цветы, чтобы потом продать. А сейчас воруют все – памятники, ограды, столы, скамейки, едят оставленную родными поминальную еду – ничем не брезгуют. Вот только отследить все невозможно, да и не все обращаются в милицию», – поведала Юлия Салимгареева.
Надо сказать, что полностью держать кладбище под надзором невозможно – его площадь 250 гектаров.
По признанию начальника ОУР УВД по Уфе Руслана Сафина, раскрываются такие преступления с помощью очевидцев: «Местные посетители бывают отслеживают «случайных» людей на кладбище, знают они и постоянных посетителей, кто, допустим, каждую неделю ездит на могилу, вот они и помогают нам, запоминая приметы, номера машин… На каждом кладбище есть смотритель, действующая охрана. Но, конечно, к каждой могиле охранника не поставишь, вот и случаются кражи. Моя задача – раскрывать и по возможности не допускать совершения преступлений, а задача страховщиков – страховать захоронения от кощунственных ситуаций воровства и вандализма».
Стоит ли тревожить покой мертвых ради нескольких сотен рублей – дело выбора каждого человека. А вот как наказать вандала, решит суд. И кто знает, может быть, после этого события, живые станут чаще вспоминать о своих ушедших родных и навещать их не только по большим праздникам...
Фото: Фото автора