В Стерлитамакской воспитательной колонии прошел очередной этап всероссийских спортивных соревнований «Звезда надежды», в которых воспитанники колонии принимают участие уже в четвертый раз подряд.
Несовершеннолетние преступники, отбывающие наказание за угоны, грабежи, убийства, изнасилования, соревновались сразу по 13 спортивным дисциплинам таким, как футбол, волейбол, прыжки в длину, армреслинг, шахматы. И если бы не колючая проволока на заднем плане, то можно было подумать, что попал не в колонию, а в какой-то спортивно-оздоровительный лагерь. Кстати, это сравнение с пионерским лагерями за несколько часов пребывания в колонии прозвучало не менее пяти раз.
Первым эту напрашивающуюся аналогию озвучил один из воспитанников этой колонии Роберт Шарафутдинов. «Живем, как в пионерском лагере, – рассказывает он. – Можно школу окончить, я вот получаю здесь специальность электромонтера. Здесь все равны. И даже если кто-то и говорит, что не раскаивается, или, что не жалеет, что сюда попал, это все понты. Каждый сожалеет. Здесь больше думаешь о том, что совершил, и о том, как будешь жить дальше». Хотя свободного времени у воспитанников почти нет. Почти все здесь получают образование и профессию. Обучение идет по 9 специальностям. А восемь ребят дистанционно обучаются в вузе, в том числе двое уже на втором курсе.
Удивительно, но даже нарушителей режима здесь почти нет. На 160 воспитанников таких набралось три человека, причем двое приехали в эту колонию из других регионов, так сказать, на перевоспитание. В общем спортивном празднике они участия не принимали.
Но в подавляющем большинстве в своей маленькой местечковой олимпиаде мечтали принять участие практически все воспитанники.
«Кому-то это дает дополнительные грамоты, медали, а значит, поощрение, – объясняет еще один осужденный Артур Аглямов, – а кому-то просто нравиться участвовать. По крайней мере, я не слышал о тех, кто принципиально отказался». «100% было охвачено, – добавляет начальник 5 отряда старший лейтенант внутренней службы Дамир Бердигулов. – Другое дело, что до финала дошло только человек 80».
Поболеть за спортсменов с криминальным прошлым приехали и их родители, прихватив из дома традиционные гостинцы. К сожалению, не все родители были в приподнятом настроение. Так, например, Валентина Корчагина украдкой вытирала слезы: «Сыну исполнилось 18, за угон ему дали 3,5 года. И сегодня он мне сказал, что скоро его переводят на взрослую зону. Я даже не знаю, кого просить, чтобы его оставили здесь. Мне так нравится, как к ним здесь относятся, как к детям, пусть и оступившимся».
И даже при том, что сотрудники колонии стараются сделать все от них зависящее, чтобы вернуть своих воспитанников к нормальной жизни, все равно рецидивы бывают. За календарный год один-два воспитанника вновь получают срок. «Проблема в том, что за стенами колонии их никто не ждет, они там никому не нужны, – делится проблемами секретарь общественного совета по проблемам деятельности ГУФСИН России по РБ капитан внутренней службы Михаил Лаптев. – 70% воспитанников из неблагополучных, неполных семей. Они просто не могут найти себя, реализовать себя на свободе. Нет работы, следовательно, нет денег. И эта безысходность вновь толкает их на воровство. Статьи у тех, кто возвращается в основном не тяжкие: один украл банку варенья, другой отобрал сотовый телефон. Была бы работа, были бы деньги, он, может быть, на это и не пошел».
«На сегодняшний день наши дети брошены, они никому не нужны: ни школе, ни училищу, никому, – делится наболевшим мама одного из осужденных Лидия Поваренкина. – Здесь забота отца и матери. Спасибо, что здесь их учат, о них заботятся, дают то, что мы им недодали».
Но были среди гостей и те, кто считал, что излишняя либерализация даже в колонии для несовершеннолетних ни к чему. «Хотя бы потому, что не надо делать так, чтобы дети сюда стремились. Ведь у большинства из них дома нет таких условий, которые им предоставляют здесь. Что там многие из них даже волейбольный мяч в глаза не видели».
Действительно, у либерализации службы исполнения наказания есть и своя оборотная сторона. «Многие приходят с условными сроками, – рассказывает начальник колонии Игорь Вечерин. – Одна, две, даже три условные судимости. Получается, что судьи ждут, когда ребята совершат более тяжкие преступления. И неудивительно, что 20% получили наказания по тяжким и особо тяжким статьям таким, как убийство, тяжкий вред здоровью и так далее».
Привыкнув находиться на казенном обеспечении, многие из воспитанников даже не задумываются о том, что их ждет дальше. Так, 18-летнего Артура Сиразетдинова в тупик поставил вопрос о том, кем он себя видит лет через пять. «Освобожусь, устроюсь на работу», – а кем и куда, эти детали уже неинтересны молодому человеку.
Большинство уверены, что если и сказалось как-то на их дальнейшей судьбе пребывание в колонии, то только с положительной стороны. «И письма пишут, и сами приезжают благодарят, – рассказывает начальник психологической службы колонии Наталья Насеткина. – Из последних могу хотя бы две фамилии назвать – Дубровкин и Саттаров. А значит, нашу работу можно назвать удачной».
Награждение победителей соревнований «Звезда надежды» затянулось почти на два часа. Лучшим в командном первенстве оказался 3-й отряд. А это значит, что этих ребят наверняка ждет поощрение: для кого-то это дополнительное свидание, а для кого-то, вполне возможно, и ходатайство об условно-досрочном освобождение.
Ведь это дополнительная строчка в положительной характеристике, которая часто играет решающую роль в суде. И как бы здесь не было хорошо, получить его надеются все без исключения.
Фото: Фото пресс-службы ГУФСИН России по РБ