Сейчас все больше людей сознательно отказываются от бесплатной медицины, хотя бы потому что порой она обходится дороже, чем платная. Однако всегда ли высокие цены – гарантия качества и залог здоровья?
Прокуратуры республики провели ряд проверок исполнения законодательства об охране здоровья граждан при предоставлении платных медицинских услуг, в ходе которых были выявлены многочисленные нарушения прав граждан на получение достоверной информации о перечне оказываемых населению платных медицинских услуг, их стоимости, об условиях предоставления и получения этих услуг, льготах для отдельных категорий граждан, а также факты ненадлежащего оформления договоров на оказание медицинских услуг и другие нарушения.
Так, в Бакалинской центральной районной больнице оригинальным образом боролись против всеобщей уравниловки, взымая с граждан за проведение медицинского осмотра различную плату в зависимости от места их работы.
К примеру, стоимость проведения медицинского осмотра работников ОАО «Бакалинский сыродельный завод» оценена в 145 рублей, для работников парикмахерских и банщиков – 190 рублей, для учителей – 150 рублей. Дороже всего осмотр обходился продавцам продовольственных товаров – 418 рублей.
Кроме того, в больницах часто нарушались санитарно-гигиенические требования.
Так, в Ермолаевской ЦРБ в кабинете зубопротезирования проверкой вскрыты факты использования медикаментов с истекшим сроком годности и нестерильных инструментов. Эпидемиолог больницы подвергнута штрафу.
В больнице Федоровского района выявлены случаи допущения к работе в акушерском и хирургическом отделениях медицинских работников, не прошедших периодические медицинские осмотры.
А в Караидельском районе ООО «Айдос» и местным предпринимателем населению оказывались платные медицинские услуги по специальности «стоматология» и «офтальмология» без лицензии на осуществление медицинской деятельности.Решениями суда на индивидуального предпринимателя наложен штраф в размере 4 тысяч рублей, на ООО «Айдос» – 40 тысяч рублей. В настоящее время осуществление их деятельности приостановлено до получения лицензии.
Всего по результатам проверок прокурорами городов и районов внесено 30 представлений об устранении нарушений закона, принесено 6 протестов, предостережены 2 должностных лица, в отношении 19 лиц возбуждены административные производства.
«Жалоб на учреждения, оказывающие платные услуги, поступает достаточно много. Особенно это касается работы стоматологических клиник. В основном, жалуются на некачественные материалы, используемые при лечение, и плохое оказание услуг. Так, на днях мы рассматривали жалобу уфимки, которая вынуждена была открыть больничный в Республиканской стоматологической клинике, после того как «полечила» зуб в платной больнице.
Подобные дела обычно переадресовываются в Россздравнадзор, где создается специальная экспертная комиссия, которая и оценивает качество оказанного лечения. Что же касается нашего ведомства, то за полгода поступило три жалобы, которые касались непосредственно неправильного оформления документации, в том числе и незаключение договора, невыдача квитанций и чеков, – рассказывает ведущий специалист отдела по защите прав потребителя Управления Росспотребнадзора РФ по РБ Эльвира Каспранова. – Кроме того, мы проводим постоянные плановые проверки подобных учреждений совместно с другими ведомствами».
Однако у учреждений, оказывающих платные услуги, своя, как они считают, правда.
«Да просто люди иногда сами не понимают, что они хотят, как это можно сделать. Вот, например, недавно к нам обратилась девушка. Пришла с вырезанной из журнала картинкой голливудской улыбки и заявила, что хочет такую же. Но ей физически невозможно это сделать, у нее анатомически неправильное строение челюсти. Мы же не можем ее ломать и переделать, – негодует сотрудница стоматологической клиники «32 жемчужины» Ульяна Федорова. – Кроме того, иногда начинают жаловаться, что лечение зуба обошлось слишком дорого. Мол, в прейскуранте пломба стоит 350, а вы с меня 600 рублей берете. Они не понимают, что нельзя пломбу просто поставить на зуб, надо его вычистить, обработать и так далее, а это все стоит денег. Люди хотят, чтобы мы творили чудеса, причем желательно либо за небольшие деньги, либо вообще бесплатно.
Прибегают иногда в клинику с жалобой на острую зубную боль, а в кармане 200 рублей. Конечно, нам жалко человека и мы делаем ему зуб в долг. Стоит ли говорить, что больше мы этих пациентов не видим. А ведь это тоже потраченное время, работа и материалы».
Итак, что же делать, если вы считаете себя жертвой «лечения»? Специалисты Управления Роспотребнадзора советуют для начала обратиться в медицинское учреждение, которое вам оказывало эти услуги, с заявлением в двух экземплярах, в котором изложите все свои претензии. На втором экземпляре сотрудники клиники должны расписаться и поставить дату. Далее по истечении 10 дней, если клиника никак не реагирует на ваши претензии, вы можете с копией своего заявления обратиться либо в Управление Роспотребнадзора, либо в Управление Россздравнадзора РФ по РБ. Впрочем, признаются эксперты, больницы редко доводят дело до суда. Как правило, руководство клиник предпочитает добровольно возвращать деньги, справедливо полагая, что репутация заведения стоит дороже.
Фото: Фото с сайта Кrasotana5.ru