Из Санкт-Петербурга в Уфу прислали контейнер с серной кислотой, хотя по документам в нем находился глицерин душистый. Факт подлога обнаружили уже непосредственно на таможенном посту «Трансконтейнер». Обслуживающий персонал, подготавливая груз к выгрузке, почувствовал некий едкий запах, совсем не свойственный глицерину. При более внимательном осмотре оказалось, что контейнер не герметичен и из него выливается какая-то жидкость.
«По виду, запаху и другим характеристикам вещество напоминало серную кислоту, – рассказывает сотрудник таможенного поста «Трансконтейнер» Тагир Гарифуллин. – Поэтому незамедлительно были вызваны сотрудники МЧС». А также о происшествие были проинформированы представители уфимского предприятия, которое значилось в документах как получатель груза, и руководство линейного управления транспортной милиции. Кроме того, как и положено при работе с опасными веществами, на место происшествия были вызваны пожарные и медики.
«Сотрудники МЧС вскрыли контейнер, в котором находились канистры с едким веществом, – уточняет сотрудник пресс-службы ГУ МЧС России по РБ Эдуард Валеев. – После чего провели необходимые мероприятия для того, чтобы локализовать место протекания и уничтожить остатки». Спасатели обнаружили в контейнере десятилитровые канистры, в одной из емкостей они заметили трещину, через которую на землю вытекло около 5-8 литров серной кислоты. По словам очевидцев, землю и щебень, на которые вылилась кислота, засыпали содой с песком и вывезли за черту города.
Хорошо, что сотрудники таможенного поста не стали пытаться разобраться в ситуации самостоятельно. Но даже несмотря на то, что они держались от опасного вещества на почтительном расстоянии, врачам два сотрудника смены пожаловались на головокружение и тошноту. Симптомы были похожи на отравление, но от госпитализации железнодорожники отказались.
В результате инцидента никто не пострадал. Оставшуюся кислоту откачали из поврежденной емкости в другую. Пожарные смыли химикаты водой, а спасатели нейтрализовали почву содой.
Но инцидент на этом исчерпан не был. На самом деле по факту нарушения правил перевозки опасных грузов начато расследование. Да и сам факт того, что в контейнерах оказалась серная кислота, тянет на статью «служебный подлог».
«За это грозит штраф, равный стоимости груза в пятикратном размере, – уточняет Тагир Гарифуллин. – Плюс неустойка за вызов экстренных служб».
Серная кислота должна транспортироваться только в специальных сернокислотных цистернах, устойчивых к воздействию серной кислоты и проходящих аттестацию в соответствии с правилами перевозок опасных грузов. Чего в этот раз не было сделано и что повлекло за собой опасность для здоровья людей.
Вся ответственность в этом случае за несоответствие груза предоставленным документам, а также за нарушение правил перевозки опасных веществ по территории Российской Федерации ложится на отправителя – петербургскую компанию. Специалисты уверены, что если бы не повреждение канистры, вполне возможно, что подлога никто бы не заметил.