В среду, 2 июля, в Уфе вспоминали жертв авиакатастрофы над Боденским озером. В этом году исполнилось ровно шесть лет со дня трагедии. В ночь с первого на второе июля 2002 года в воздухе столкнулись два самолета.
В одном из них, принадлежавшим «Башкирским авиалиниям», уфимские дети летели на отдых в Испанию в награду за успехи в учебе. Школьники из Башкирии должны были вылететь в Барселону еще в субботу, однако опоздали на свой рейс, перепутав аэропорты, – приехали в Шереметьево вместо Домодедово. В связи с этим aвиакомпания «БАЛ» организовала для уфимской группы дополнительный чартерный рейс. В ту ночь из-за ошибки диспетчера в самолете башкирской авиакомпании погибли 71 человек, из них 52 детей, в том числе 8 из них были младше 12 лет.
В небе над Германией погибли не только дети, но и весь экипаж самолета. Маленькому Диме в 2002 году едва исполнилось 12 лет. Но ту страшную ночь, когда погибла его мама, стюардесса самолета Ту-154 Ольга Багина, он запомнит на всю жизнь. Не пережила удара и бабушка, мама Ольги.
Мальчик остался практически один. На воспитание его взяла тетя Таня, жена брата Ольги, Михаила. Но женщина уже воспитывала двух родных сыновей и сама едва сводила концы с концами. Спустя год Дима отправился на место трагедии. Сопровождать его пришлось полицейскому Рейнхарду Мартину, который помогал разбирать обломки рухнувшего самолета.
Когда Мартин увидел мальчика, он не мог отвести от него взгляда. Жена Рейнхарда Доротея была давно увлечена Достоевским и назвала своих сыновей русскими именами Иван и Алексей. И вот к ним будто вернулся третий сын Дмитрий. Такая вот причуда судьбы.
Мартины решили взять русского мальчика к себе. Татьяна Эриковна не возражала, понимая, что мальчику будет лучше в Германии, где ему могут дать все.
Вот уже несколько лет они живут одной большой и дружной семьей: мама Доротея, папа Рейнхард и братья Иван, Алексей и Дмитрий, а еще три кошки, одна из которых черная, как ночь, Люси, великая охотница на мышей. Дима поступил в престижную частную школу Salem – единственный интернат, который дает международный бакалавриат. Обучение в нем стоит больше 10 тысяч евро в год.
29 октября Диме исполнится уже 19 лет. Он заканчивает школу и уже достаточно бегло говорит по-немецки, почти как коренной житель. На прошлой неделе Митя сдал экзамен по английскому языку, и теперь вполне может позволить себе насладиться летними каникулами.
«Когда я начинал учиться, мне все было непривычно. Здесь странная система оценок от обратного, то есть наша «пятерка» у них, как наш же «неуд», у них правда все оценки буквами, да еще и учится весь июнь, не то, что в России», – вспоминает Дима.
И, конечно, он хочет навестить родную Уфу, вспоминает о толстом сибирском коте бабушки, который был настолько ленив, что даже не поднимался, но при этом умудрялся расцарапывать ноги так, что бабушке приходилось ходить по дому в валенках. «Думаю, приеду в конце июля», – пообещал нам Дима.
О маме Дима вспоминает нечасто. Да и о своей теперешней семье говорить не любит. На месте крушения самолета он вместе с семьей Мартинов посадил яблоню. Страшная трагедия не заставила мальчика бояться самолетов. Он по-прежнему грезит полетами. Он влюблен в небо и его безоблачную синеву почти так же сильно, как когда-то любила эту недоступную даль его мама. Дмитрий мечтает стать летчиком.
Так как он учится весь июнь, то не смог присутствовать на гражданской панихиде, которая состоялась в 11 утра 2 июля на Южном кладбище Уфы. Для него любовь к небу и есть самая главная память о маме.
Фото: Фото из личного архива Димы БАГИНА