На последнем заседании Совета по науке, технологиям и образованию Президент РФ Владимир Путин сделал не очень громкое, но в то же время очень важное заявление. О том, что назрела необходимость корректировки границ федеральных округов и деления территории на макрорегионы. И если первая реорганизация была вызвана миграцией населения с востока на запад страны и затронула в первую очередь Иркутскую, Мурманскую области, Краснодарский край и Дагестан, то теперь очередь дошла до Перми, Оренбурга, Удмуртии и Башкортостана.
Сразу уточним, что речь идет об экономическом районировании страны – экономической специализации крупных регионов, а не об административном перекраивании. Изучить документ, подготовленный Минэкономразвития РФ, предстоит депутатам Государственной Думы V созыва, которых мы избрали в прошедшее воскресенье. Президент намерен поднять этот вопрос перед законодателями на ближайшем заседании нового парламента.
Реорганизация само собой должна будет произойти не в один день, концепция предусматривает мероприятия до 2020 года. Экономисты уверены, что макрорегионы позволят сделать более разумными расходование бюджетных средств, планирование размещения дорог и инфраструктуры, начнут восстанавливаться утерянные связи между субъектами. Напомним, что в советские времена этот принцип широко использовался. К примеру, в Сибири добывали нефть и газ, Урал был промышленным и металлургическим центром, а Дальний Восток славился рыбным хозяйством.
И все прекрасно помнят, к чему это привело. Да и постсоветская попытка возродить «Большой Урал» была обречена. Созданная в 1990 году по предложению председателя Челябинского облисполкома Петра Сумина и объединившая девять субъектов РФ (Свердловская, Челябинская, Курганская, Тюменская, Оренбургская, Пермская области, республики Удмуртия и Башкортостан и Коми-Пермяцкий автономный округ) ассоциация распалась, как только Владимир Путин решил сменить договорные отношения с регионами на законодательные. Кроме того, нарезка федеральных округов была продиктована желанием нового президента России выстроить более жесткую вертикаль власти. То есть политическая и экономическая независимость субъектов в концепцию «вертикали власти» не вписалась. А сейчас, спустя семь лет после той самой нарезки, именно экономические показатели и заставляют власть что-то менять.
Пока открыто в прессе поддержал это решение только губернатор Курганской области Олег Богомолов: «Наш округ нарезали одним из первых, и, на мой взгляд, не совсем верно. Была уральская ассоциация – это было экономически правильно. Пермский край, Башкирия, Удмуртия, Оренбург – это Урал, и мы с ними были всегда в одной экономической зоне. И совершенно неоправданно то, что они ушли к Поволжью. Они никогда не были экономически связаны, таких связей все-таки было больше на Урале, они выстраивались годами, и система управления складывалась именно из этих принципов. Мы работали с Уфой, с Удмуртией в одной ассоциации, чаще виделись, быстро решали какие-то текущие вопросы. Сейчас же это усложнилось. Поэтому предлагаемые сегодня меры экономически назрели».
Остальные взяли долгую паузу и не торопятся выступать с заявлениями, пока вышестоящие органы не решат, что и как собираются менять. Например, в министерстве экономического развития и промышленности РБ нам сказали, что сейчас в регионе новость не комментируют, о какой-либо реакции на инициативу слышно не было: «Это вопрос политический, а не экономический, поэтому мы ничего здесь комментировать не можем».
Федеральный инспектор по РБ Алексей Ковальский />тоже не считает возможным комментировать заявление Президента России. К тому же, пока никаких директив по образованию макроэкономических регионов и изменению границ от аппарата приволжского полпреда не поступало. «Мы работаем в том же режиме, что и работали. И будем работать пока не вступит в силу окончательное решение Президента», – добавляет Ковальский.
Как сообщили источники в правительстве РБ, на встрече с губернатором Челябинской области Петром Суминым президент Башкортостана Муртаза Рахимов признал, что в экономическом и этнографическом плане наша республика больше тяготеет к Уралу, чем к Поволжью. Тем более что экономическое сотрудничество с Челябинской, Тюменской областями, Пермским краем в Башкортостане никогда и не прекращалось.
Но большинство экспертов сходятся во мнении, что пересмотр нынешних границ – вопрос времени. В Красноярском крае уже произошло укрупнение, на Камчатке совсем скоро произойдет объединение. Так что ждать появления нового «Большого Урала», похоже, осталось совсем не долго.