«Макдоналдс» объявил о закрытии заведений в России в начале весны. Уже 14 марта рестораны «Мака» в Башкирии должны были прекратить свою работу. Эта новость молниеносно разлетелась по всем СМИ, что привело к огромным очередям как в залах, так и в «МакАвто». И это понятно: люди привыкли к сытным перекусам на бегу и обычным походам в «Мак» с детьми по выходным.
В залы приходили и студенты, и семьи с малышами и школьниками, и даже пенсионеры. Многие хотели попрощаться с любимыми бургерами, наггетсами и картофелем фри. Особо предприимчивые жители города закупали популярные позиции вроде «Биг Маков» и чизбургеров, чтобы продать на сайтах объявлений за немыслимые деньги. Пару дней рестораны были под пристальным вниманием горожан, ведь всем было интересно, действительно ли они закроются?
Как оказалось, нет. Все 10 точек «Макдоналдса» продолжили работать. Это вызывает множество вопросов.
Почему где-то рестораны закрылись, а в Уфе — нет?
Дело в том, что работу приостановили те заведения, которые «Макдоналдс» (главный офис в США) открывал напрямую. В Уфе таких ресторанов нет. Все 10 точек работают по франшизе и управляются тремя партнерами-франчайзи: ООО «Развитие РОСТ», ООО «ГиД» и ООО «Региональная сеть предприятий питания». Они не зависят от американской корпорации, поэтому сами принимают решения о закрытии. Так, схема франчайзинга функционирует в 22 регионах России, включая Башкортостан.
Именно поэтому жители Уфы могут смело забегать в ближайший «Макдоналдс» на завтрак, обед и ужин. За месяц «панический» ажиотаж снизился, поэтому рестораны работают так же, как и до всех этих событий.
Зачем они вообще закрывались?
По официальным заявлениям представителей компании, из-за последствий санкций «Макдоналдс» не мог «гарантировать бесперебойную работу основных направлений, поддержание ключевого ассортимента в предприятиях сети и высокие стандарты качества, к которым привыкли гости».
Иными словами, бренд опасался, что из-за логистических перебоев пострадает качество продукции. Но партнеры-франчайзеры уверяют, что и еда, и напитки продолжают готовить по прежним технологиям, и работа с поставщиками налажена.
Что будет после ухода зарубежных компаний?
На конец апреля из России ушло около 750 компаний. И кажется, что это не предел. Потеря привычных атрибутов жизни — это мелочи, ведь одежду, продукты, машины и прочие товары реально заменить. А вот увольнение сотрудников может обернуться для кадрового рынка региона серьезной проблемой.
При закрытии компаний такого уровня тысячи людей могут лишиться рабочих мест. Логистика и выстроенные цепочки взаимодействия между поставщиками, контрагентами и партнерами нарушатся. И неизвестно, когда системе удастся наладить все процессы. Этот эффект постепенно начинают чувствовать крупный и малый бизнес.
Подобных сложных экономических последствий удалось избежать компаниям, которые работают по франчайзинговой схеме, как «Макдоналдс» в Уфе.